Роль дидактических игр в обучении русскому языку в начальной школе
Специфика работы с учениками начальной школы заключается в том, что они в процессе обучения не только постигают азы грамоты, знакомятся с первоначальными языковыми и математическими сведениями, но и осваивают учебную деятельность как таковую. Главная задача обучения младших школьников — сформировать у них устойчивую систему мотивов учебной деятельности, развить познавательный интерес, заложить основы продуктивной познавательной деятельности — научить целенаправленному наблюдению, сравнению, обобщению, систематизации материала.
Формирование учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте отличается следующими особенностями:
- Первичным и значимым для детей видом деятельности в начале школьного обучения является игра, в которой осваивается операциональный компонент деятельности.
- Устойчивое внимание, необходимое для формирование учебных действий, недостаточно сформировано. Дети также испытывают трудности с переключением внимания при смене видов деятельности.
- Словесно-речевое опосредование деятельности также находится в стадии формирования. Ребенок способен действовать в соответствии с речевой инструкцией взрослого, однако саморегуляция деятельности при помощи внутренней речи ещё не развита.
- Преобладание наглядно-образного мышления над логическим обусловливает сложности освоения абстрактных категорий, которые не даны ребенку в виде конкретных чувственно воспринимаемых образов.
Данные особенности побуждают педагогов искать более эффективные методы и приемы обучения учеников начальной школы. Наиболее востребованным становится дидактическая игра как средство развития положительного отношения к учебе, формирования интереса к изучаемым явлениям, становления интеллектуальной и творческой деятельности.
Дидактическая игра – это специально организованное упражнение, носящее познавательный характер, в процессе которого ученик сталкивается с решением учебной задачи в игровой форме и осваивает основные способы ее решения.
В игровом процессе развиваются коммуникативные навыки: умение найти общий язык с членами своей группы или команды, выстроить учебно-игровой диалог, достичь взаимопонимания, отстоять свою позицию, выслушать и принять точку зрения другого. В конечном итоге, игровая деятельность способствуют и становлению социальных компетенций, правил поведения индивида в обществе, его социальных ролей и системы групповых ценностей.
Применение познавательных упражнений и игр при изучении имени существительного в начальных классах
Изучение имени существительного в начальных классах осуществляется поэтапно. Сначала ученики накапливают достаточный объем языкового материала путем наблюдения за существительными в речи. Формируются навыки вычленять слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?» и обозначающие предметы и явления действительности, людей и животных, опредмеченные качества и действия. Затем вводится понятие части речи как лексико-грамматического класса, изучаются основные частеречные признаки существительного. Осваиваются такие абстрактные языковые категории, как род, склонение, падеж, число, синтаксическая роль. На данном этапе применение дидактической игры и познавательных задач наиболее эффективно, поскольку позволяет сделать процесс изучения грамматики более доступным и занимательным, включить учащихся в групповую и индивидуальную практическую деятельность, развить умения наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать их, классифицировать, устанавливать закономерности, обобщать.
Дидактическая игра может применяться не только при изучении морфологии существительного, но и при освоении орфографических тем: правописание гласных согласных в корне существительных, орфограммы в падежных окончаниях, заглавная и строчная буква в собственных и нарицательных именах.
Рассмотрим более подробно некоторые типы дидактических игр и познавательных задач, применяемых при работе над существительным.
- Дидактические игры, направленные на поиск существительных в контексте, дифференциацию их от других частей речи («Найди существительное», «Слова-близнецы»). Детям предлагаются контексты, в которых нужно найти существительные и одновременно разграничить их с омоформами, совпадающими с ними в грамматических формах: Маляр Петрова белила стену. - Художник нанес на холст белила. Бабушка любит печь пироги. - В избе жарко топится печь.
- Упражнение, направленное на развитие навыков обобщения, формирования представлений о тематических группах существительных («Собери слова в лукошко», «Назови одним словом»). Ученикам предлагаются существительные, которые нужно объединить в группы по тематическому признаку, либо уже готовые группы слов, для которых нужно подобрать обобщающее слово.
- Игра «Грамматический аукцион» ориентирует на развитие представлений о морфологических свойствах существительных. Ученикам предлагается ряд существительных, у которых нужно назвать все грамматические признаки. Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество признаков.
- Игры и упражнения, направленные на развитие умений отличать существительные от других частей речи («Третий лишний»). Ученики читают ряды слов (например: сон, сонливость, сонный) и называют то слово, которое не является существительным.
- Расширению словарного запаса способствуют кроссворды и чайнворды, а также отгадывание загадок. Развить внимательность помогает составление слов из букв заданного слова, решение анаграмм.
- Лингвистические дуэли в форме игры-соревнования позволяют проверить сформированность правописных, а также грамматических навыков. Два ученика соревнуются у доски в рассказывании правил, разборе существительного или выполнении орфографического теста.
- Игра «Полечи словечко» формирует орфографическую зоркость, помогает научиться находить и исправлять ошибки в предложенных словах / тексте.
- Игра «Кот в мешке» может использоваться при комплексном повторении сведений о существительных. Ученик у доски вытягивает из мешочка карточку, содержащую теоретические вопросы, практические задания по морфологии и орфографии, и выполняет их.
Применение познавательных упражнений и игр при изучении имени существительного в начальных классах делает процесс обучения более увлекательным, позволяет включить в учебно-познавательную деятельность всех учащихся и сформировать интерес к изучению русского языка.