Применение кейс-метода при обучении диалогической речи на занятиях РКИ
Современное языковое образование, развиваясь в руле общепедагогических тенденций, находится в ситуации, когда традиционные формы передачи знаний заменяются инновационными формами обучения через создание проблемно-ситуативных задач, решение которых приводит обучающего к открытию нового знания. Эта модель обучения соответствует потребностям современного общества, так как ситуация постоянно изменяющейся среды заставляет индивида искать новые пути решения возникающих перед ним практических задач, формируя стратегию и тактику поведения, планируя свою деятельность, осуществляя контроль реализации всех действий и взаимодействуя с другими людьми. Именно потребности практики вызвали к жизни кейс-метод, эффективно применяющийся в обучении иностранным языкам, в том числе в преподавании РКИ.
Кейс-метод представляет собой вариант проблемно-ситуативного обучения, в процессе которого освоение новых знаний и способов действий происходит в ходе решения практических задач.
Помимо усвоения предметных умений, кейс-метод выступает в качестве эффективного инструмента совершенствования так называемых «гибких навыков»: критического мышления, аналитических способностей, навыков коммуникации и совместного принятия решений. Все это делает его эффективным средством обучения диалогической речи на занятиях РКИ.
Применение кейс-метода базируется на следующей технологии:
- Формирование учебной задачи коммуникативного характера, требующей диалогического взаимодействия инофонов.
- Создание учебных групп и предъявление им учебных кейсов.
- Организация работы групп (распределение ролей, модерация и поддержка).
- Представление результатов групповой работы над кейсами.
- Обсуждение результативности проделанной группами работы, самооценка, а также взаимное оценивание.
- Подведение итогов учебного занятия.
Варианты использования кейс-метода на занятиях РКИ
Рассмотрим особенности реализации кейс-метода в процессе обучения РКИ в группах различной языковой подготовки при изучении темы «Путешествия». Группе с начальным уровнем подготовки дается учебный кейс, состоящий из четырех заданий (каждое соответствует одному типу речевой деятельности):
- Прослушайте объявления о посадке на рейс и соотносите информацию с той, которая содержится в путевом листе. Определите, какой рейс вам необходимо выбрать. Обратитесь к служащему аэропорта с вопросом, уточняющим номер рейса и время вылета (блок слушание и говорение).
- Прочитайте список предметов, которые допускается брать с собой на борт самолета. Составьте текст смс-сообщения своего товарищу с советом, какие вещи можно и нельзя брать с собой в дорогу (блок чтение и письменная речь).
- Ваш друг, не говорящий по-русски, потерял свой чемодан в аэропорту. Составьте вопросы для диалога с сотрудником аэропорта, которые помогут выяснить, где находится чемодан (блок говорение).
- Прочитайте информацию из рекламной туристической листовки о достопримечательностях Москвы. Составьте на ее основе устную рекомендацию для друга по осмотру достопримечательностей города (блок чтение и говорение).
Для группы среднего уровня подготовки ситуации, в которых обучающимся предстоит демонстрировать свои языковые навыки, могут усложняться:
- Прослушайте рассказ путешественника о его посещении туристических достопримечательностей России. На основании услышанного составьте небольшое письмо другу, в котором упомяните о нескольких достопримечательностях, которые бы вы хотели посетить, объясните почему (блоки слушание и письменная речь).
- Составьте диалог, в котором вы обмениваетесь впечатлениями о поездке в Санкт-Петербург (на озеро Байкал, на Дальний Восток). Упомяните в диалоге, как вы путешествовали, где остановились, какие природные и рукотворные достопримечательности увидели (блок говорения).
- Прочитайте текст о главных природных достопримечательностях Сибири и составьте на их основе небольшую заметку (пост) для блога о путешествиях (блоки чтения и письменной речи).
Наконец, на продвинутом уровне обучающимся можно предлагать более сложные кейсы, требующие речетворческой деятельности, демонстрации глубоких лексико-грамматических навыков:
- На основе документального фильма на русском языке подготовить текст проведения экскурсии.
- Инсценировать ситуацию выбора и покупки тура в туристической компании.
- Подобрать фотографии знаменитых русских достопримечательностей и к каждой из них написать небольшую заметку, касающиеся ее истории, современного состояния, интересных фактов, с ней связанных.
- Составить статью для «Лингвострановедческого словаря» на тему «Путешествие».
Подобные задания, созданные на основе учебных кейсов, стимулируют активную коммуникативную деятельность, учат применять имеющиеся языковые знания и умения для решения различных коммуникативных задач, создают атмосферу творческого сотрудничества на занятии, обогащают коммуникативный опыт инофонов. Все это способствует более эффективному, осознанному отношению к изучению русского языка как иностранного, формированию вовлеченности обучающихся в процесс коммуникации на занятии.