Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку

Место предметных олимпиад в обучении

Социальный заказ в области образования, формируемый современным обществом, предполагает, что выпускник – будущий специалист в какой-либо профессиональной области деятельности – обладает необходимыми компетенциями для овладения более сложными видами деятельности, а также качествами, связанными с нестандартным мышлением, решением творческих задач, креативностью. Новые требования выдвигают на первый план задачи, связанные с поиском форм и методов формирования в детях самостоятельности и активности, навыков творческого поиска и решения нестандартных задач. Особое место в формировании этих качеств занимают предметные олимпиады, которые являются важным звеном в работе по приобщению школьников к процессу интеллектуально-творческой деятельности.

Олимпиада по предмету имеет важные образовательные функции, среди которых можно выделить следующие:

Статья: Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  1. Функцию обучения и расширения знаний по предмету.
  2. Коммуникативную функцию, способствующую становлению речевых навыков, способностей диалогического взаимодействия с другими индивидами, а также культурной средой.
  3. Интегративную функцию, помогающую детям устанавливать межпредметные связи, видеть взаимообусловленность теории и практики обучения.
  4. Функцию воспитания, которая проявляется в формировании навыков контроля и самоконтроля, организации своей деятельности, в развитии дисциплины и настойчивости.
  5. Ценностно-ориентационную функцию, которая предполагает развитие познавательной мотивации, постижение значимости знаний, повышение престижа изучения предмета.

Олимпиада в отличие от стандартных форм обучения предоставляет больший простор для реализации творческих способностей, раскрытия внутреннего потенциала каждого школьника, формирования положительного отношения к учебе за счет создания ситуации успеха и интеллектуального поиска.

Олимпиада: сущность и структура

Определение 1

Олимпиада по предмету представляет собой комплексное испытание, включающее разные типы заданий, преимущественно повышенной сложности и (или) нестандартного, творческого характера, для выявления и развития способностей к изучению предметной области.

«Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Типология олимпиадных заданий по русскому языку разнообразна, так как в настоящее время помимо Всероссийской олимпиады школьников существуют различные типы олимпиад в дистанционном формате. Олимпиадные задания включают:

  1. Тесты на лингвистические темы, которые могут проверять, знакомы ли участники олимпиады с трудными случаями постановки знаков препинания, словообразовательного и морфологического разборов, орфограммами, которые не изучаются в школьном курсе.
  2. Лингвистические задачи, в основе которых лежит проблемная ситуация, требующая нестандартного мышления. Примеры подобных заданий: сравнить контексты, в которых употребляется слово, и выявить его семантическую и грамматическую специфику; выделить в тексте трансформированный фразеологический оборот и восстановить его первоначальный облик; перевести текст с древнерусского языка на современный русский язык; найти русские эквиваленты иноязычным идиомам и проч.
  3. Задания творческого характера: создать эссе на лингвистическую тему; трансформировать жанрово-стилевую составляющую текста (создать рекламное высказывание, пост в социальной сети); составить лингвистический «паспорт» какого-либо слова или грамматической категории.

Специфика олимпиадных заданий заключается в их комплексном характере, который предполагает наличие у школьника синтетических умений, связанных с анализом и оценкой лингвистических фактов в широком контексте, умением находить и устанавливать связи между изучаемыми явлениями, систематизировать и обобщать лингвистические сведения.

Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку

Участие в олимпиаде требует подготовки как со стороны участников, так и со стороны педагога. Подготовительный этап – наиболее длительный, осуществляемый на протяжении всего учебного года в рамках внеклассной и самостоятельной работы по предмету. Обычно такая работа включает ряд этапов:

  1. Входная диагностика, позволяющая оценить результаты олимпиад прошлых лет, выявить наиболее способных учеников, которые в будущем могут стать участниками олимпиадных испытаний.
  2. Ознакомление учеников со структурой и содержанием олимпиадных заданий, методикой их решения.
  3. Упражнения, направленные на формирование учебного алгоритма выполнения типовых заданий олимпиад.
  4. Знакомство с нестандартными заданиями и совместный поиск путей их решения.
  5. Формирование навыков работы со справочными пособиями, словарями и иной специальной литературой, ознакомление с Интернет-ресурсами, помогающими в подготовке к участию в олимпиадах.
  6. Тренировочные олимпиады и анализ их выполнения.

После участия в олимпиаде независимо от ее результатов работа не прекращается. Педагогу необходимо проанализировать допущенные ошибки, выявив сильные и слабые стороны ученика, а затем построить для него индивидуальный образовательный маршрут, помогающий преодолеть возникающие трудности.

Большая роль в подготовке отводится самостоятельной работе учеников. Она включает изучение дополнительной литературы по предмету, сведений из области истории языка и этимологии, дополнительных источников в области стилистики и культуры речи. Поскольку эта часть материала относится к знаниям и умениям, выходящим за рамки школьной программы, она изучается либо в рамках кружковой работы, либо в ходе самостоятельной работы или подготовки исследовательских проектов.

Систематическая работа по подготовке учеников к участию в олимпиадах помогает не только сформировать алгоритмы выполнения олимпиадных заданий, но и расширяет предметный кругозор, побуждая к углубленному изучению русского языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot