Задержка речевого развития (ЗРР) как учебно-методическая проблема языкового образования
Задержка речевого развития (ЗРР) представляет собой частую проблему, которая встречается у детей, испытывающих трудности в освоении родного языка. Обычно проблемы с речью начинаются в раннем возрасте, при несвоевременной их коррекции они переходят в разряд стойких нарушений и начинают влиять на успешность обучения ребенка в школе.
Учитель русского языка не является специалистом, который должен корректировать речевые нарушения, однако в практике современного преподавания все чаще возникают ситуации, когда педагогу-словеснику приходится искать пути и приемы развития речевой деятельности у тех учеников, которые испытывают различные трудности, обусловленные нарушением хода речевого развития. К ним можно отнести детей с дисграфией и дислексией, то есть нарушениями в области письма и чтения, а также тех учеников, которые страдают общим недоразвитием речи, заиканием, интеллектуальной недостаточностью и другими когнитивными нарушениями, влияющими на формирование языковых умений.
В этой ситуации учителю русского языка необходимо включать в педагогический арсенал приемы и методы, которые способствуют активизации речевой деятельности, выполняют коррекционную функцию и помогают в речевом развитии.
Рассмотрим типы упражнений и заданий, которые используются для активизации речевых навыков у учеников с ЗРР.
Приемы активизации речевой деятельности детей с ЗРР
В практике обучения русскому языку учитель может использовать различные типы заданий для активизации речи детей с ЗРР. Условно их можно разделить на три группы:
- Упражнения, направленные на анализ слова и его состава (звукового, морфемного, графического).
- Упражнения, основанные на развитии умения анализировать структуру предложения.
- Упражнения, нацеленные на стимуляции речевой деятельности.
Упражнения на активизацию навыков анализа структуры слова. Обычно дети, страдающие дисграфическими нарушениями, испытывают сложности при вычленении структуры слова, поэтому им полезны задания, ориентированные на анализ и синтез слов:
- Прием «Собери слово» позволяет организовать выполнение этого упражнения в игровой форме. Суть приема заключается в следующем: учитель делит слово на слоги (или морфемы), каждая часть пишется (печатается) отдельно на листке, в звездочке, на лепестках цветка и так далее. Задача ученика – собрать слово из данных ему частей, расположив их в правильной последовательности.
- Задание «Найди пару». Это задание - вариант проведения игры «Собери слово»: учителю необходимо изобразить части слов на одном листе в «воздушных шариках», ребенку нужно соединить шарики, относящиеся к одному слову, стрелочками либо закрасить их одним цветом.
- Словесный «Морской бой». Игра построена по принципу известного «морского боя», только вместо кораблей используются слоги разных слов. Задача ребенка – собрать слово из слогов, указав его правильные координаты. Например: А3, В6, С8 – ка – пи – тан. Игра развивает не только навыки анализа и синтеза слов, но и внимательность, усидчивость.
Упражнения и задания, направленные на активизацию навыков построения и понимания предложения:
- Ребенку дается несколько предложений деформированной структуры. Учитель просит заполнить пропуски подходящими по смыслу словами в нужной форме. Затем к предложениям добавляется карточка, сюжетно связанная с их содержанием. Ребенок должен рассмотреть иллюстрацию и скорректировать ошибки, которые были допущены им при выполнении заданий.
- Игра «Синтаксическое лото». Учитель готовит пять или шесть предложений, которые будут образцами для собирания лото. Затем лист с копией этих предложений разрезается на части. Задача ребенка – найти соответствия и закрыть все ячейки «лото».
- Игра «Перевертыши». Ребенку дается предложение, которое он должен изменить по заданию учителю: добавить в него второстепенные члены; сделать его отрицательным; переделать предложение в вопросительное и так далее.
- Игра «Собери пословицы»: педагог предлагает ребенку прочитать пословицы и объяснить их значение. Потом текст пословиц прячется, а ребенку предлагается собрать из самостоятельно, соединив фрагменты.
Упражнения, направленные на развитие навыков связной устной и письменной речи:
- Игра «Магазин»: педагог предлагает ученику буклет из магазина. Задача ученика – составить диалог, используя информацию из буклета. Можно спрашивать о наличии продуктов, их цене, проводимых акциях, уточнять характеристики товаров и проч.
- Вариант игры «Магазин» - задание «Составь объявление»: ученику предлагается прорекламировать какой-нибудь товар из буклета. Задача – написать короткий текст, в котором ученик должен подчеркнуть преимущества и достоинства товара, его выгоду или пользу для покупателя. Пример выполнения подобного задания: «Спешите купить наш виноград по самой низкой цене! Он сладкий, крупный, но без косточек. Украсит праздничный стол и станет отличным десертом для пикника!»
- Игра «Объясни инопланетянину» ученику дается задание составить инструкцию к хорошо известному предмету (например, ручка, стакан, ложка и проч.) для пришельца с далекой планеты, который раньше его никогда не видел. Инструкция может включать описание предмета, его назначения и использования, примеры пословиц и поговорок с данным предметом. Пример выполнения задания: Это ложка. У нее есть ручка, за которую мы держим ложку, и небольшой черпачок на конце: им хорошо набирать жидкую пищу. Ложка сделана из металла для прочности, но иногда мы едим легкими одноразовыми ложками из пластика. Ложкой едят супы, кисели и компоты, отламывают кусочки торта. Про человека, которому всегда везет, говорят, что он родился с золотой ложкой во рту. А если хотят сказать, что один работает, а другие этим пользуются, то говорят: «Один с сошкой, а семеро с ложкой».
Эти и подобные им упражнения стимулируют речевую деятельность детей с ЗРР, позволяя преодолевать трудности в обучении русскому языку.