Неполное предложение и его изучение в лингвометодике
При изучении неполных предложений в школе учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны как со спецификой данных синтаксических единиц, так и с недостаточно хорошо сформированными навыками анализа синтаксической структуры и разграничения неполных и других типов предложения.
Неполное предложение в школьном курсе языкознания трактуется как синтаксическая конструкция, характеризующаяся структурной недостаточностью из-за пропуска какого-то компонента грамматической структуры, который, как правило, легко восстанавливается из контекстного окружения.
Знакомя учащихся с неполными предложениями, современные учебники русского языка акцентируют принадлежность данной конструкции к разговорному стилю, поэтому в качестве примеров использования неполных предложений приводятся в основном реплики диалога, где неполные предложения представляют собой ответы на вопросы собеседника. Например:
$-$ Ты куда ездил на выходные?
$-$ В деревню?
$-$ Как поживает бабушка?
$-$ Хорошо.
В данном примере видно, что две ответных реплики собеседника – неполные предложения, содержание которых легко восстанавливается при обращении к первым репликам-вопросам: Я ездил в деревню на выходные.
$–$ Бабушка поживает хорошо.
Более сложные примеры – попуск компонентов в структуре сложного предложения: Я – за гусенком, Филька – за мной. В данном случае параллелизм строения частей бессоюзной сложной конструкции указывает на пропуск одного компонента – глагольного сказуемого «кинулся», которое подходит к общему смыслу фразы.
Трудности в изучении неполных предложений связаны с определенными аспектами их восприятия учащимися:
- Смешение неполных предложений и односоставных предложений, особенно в случаях, когда пропущен один из главных членов.
- Смешение неполных предложений и полных двусоставных из-за слабо развитого умения определять компонентный состав синтаксической единицы.
- Неумение опознать неполные предложения и объяснить их структурные особенности.
Данные трудности преодолеваются путем использования приема подстановки при работе над анализом структуры неполного предложения.
Прием подстановки при изучении неполных предложений в школе
Прием подстановки представляет собой методический инструмент разграничения полных и неполных предложений путем подстановки в них структурных компонентов, «достраивания» предложения с опорой на контекст или особенности речевой ситуации.
Рассмотрим использование этого приема на примере при разграничении неполных предложений и других типов синтаксических структур. Учащимся предлагается прочитать ряд предложений, сравнить их структуру: Плетемся по проселочной дороге. Кругом канавы, дорожные столбы. Неподвижный лес – стеной. Навстречу нам не спеша идет Павлик. Несет корзинку. В корзинке – грибы.
Для правильно выполнения задания школьникам предлагается алгоритм:
- Выделить в предложениях грамматические основы.
- Определить количественный состав грамматической основы и способы ее выражения.
- Определить структурный состав второстепенных членов.
- Выявить предложения со структурными «лакунами», «дополнить» их с помощью подстановки пропущенных элементов.
- Сделать вывод о структуре предложений, определить их вид.
В процессе выполнения задания учащиеся выделяют в тексте три группы предложений:
- Двусоставное полное предложение (Навстречу нам не спеша идет Павлик), не допускающее подстановки компонентов для восполнения структуры.
- Односоставные полные предложения: Плетемся по проселочной дороге. Кругом канавы, дорожные столбы. Предложения имеют характерные формы выражения главных членов (глагольная лексема в форме изъявительного наклонения 1-го лица, а также имена существительные в именительном падеже), структура предложения не допускает подстановку дополнительных компонентов.
- Неполные двусоставные предложения: Неподвижный лес – стеной. Несет корзинку. В корзинке – грибы. С помощью приема подстановки удается восстановить пропущенные компоненты: Неподвижный лес стоит стеной. Павлик несет корзинку. В корзинке лежат грибы.
Прием подстановки особенно эффективен при работе с предложениями, которые похожи по внешнему пунктуационному оформлению, но различны по структуре: Бухта залива – живописное место, усыпанное рыбачьими лодками. – В заливе – пестрая яхта, расцвеченная флажками. В первом случае учащимся предлагается двусоставное полное предложение с тире между главными членами, прим подстановки не допускается. Во втором случае с помощью приема подстановки можно восстановить пропущенный член – глагольное сказуемое «стоит», следовательно, предложение неполное двусоставное.
использование приема подстановки возможно и в обратном аспекте, когда учащиеся отмечают, какие члены полного предложения могут быть изъяты для составления неполного. Например: Нина читала книгу, Сережа листал журнал, а Вера рассматривала альбом. – Нина читала книгу, Сережа – журнал, а Вера – альбом.
Таким образом, при изучении неполных предложений в школе необходимо использовать различные методические приемы, в том числе и прием подстановки, для формирования правильных представлений о строении и особенностях данного типа синтаксических конструкций.