Специфика преподавания русского языка в начальных классах
Обучение русскому языку в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную:
- Возрастом учеников и особенностями их мыслительной деятельности. Поскольку у младших школьников недостаточно сформировано абстрактное мышление, они не могут усвоить отвлеченные грамматические категории и уловить сложные закономерности в построении синтаксических конструкций.
- Отсутствием первоначальной языковой подготовки. Задача языкового образования сводится к тому, чтобы заложить основы знаний и умений для дальнейшего изучения языка и его закономерностей.
- Необходимостью не только изучать системно-структурное строение языка, но и сформировать навыки письма и чтения.
- Становлением новой формы речи — письменной, которая станет ведущей на протяжении школьного обучения.
- Основополагающей ролью русского языка как универсального средства познания. Поскольку преподавание осуществляется на русском языке, от его успешного усвоения зависят учебные достижения по другим предметам.
Обучение русскому языку в начальных классах преследует следующие цели и задачи:
- Научить школьника читать и писать, а также автоматизировать данные навыки.
- Обогатить его активный словарь, развить и расширить грамматический строй речи за счёт разнообразия синтаксических конструкций.
- Сформировать первоначальные представления о культуре речи в области произношения и словоупотребления, познакомить с языковой нормой и добиваться её соблюдения в речи.
- Развить орфографическую зоркость, сформировать необходимые орфографические умения, позволяющие ученикам овладеть навыками правописания и пользования орфографическим словарём.
- Привить любовь к систематическому чтению.
Принципы, на которых базируется обучение русскому языку в начальной школе, также отличаются спецификой:
- Опора на устную речь учеников как первичную форму реализации языка.
- Преобладание наглядно-действенных приёмов обучения над теоретическими.
- Большая роль наглядности, в том числе иллюстративной.
- Развитие фонематического слуха.
- Ориентация на звукобуквенный принцип обучения письму и чтению.
- Применение игровых и здоровьесберегающих техник.
Овладение русским языком в начальной школе представляет собой ступенчатый процесс, который включает два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе определяется готовность учеников к овладению грамотой, а также создаются необходимые предпосылки для успешного обучения: ученики знакомятся с основной коммуникативной единицей (предложением), уясняют разницу между устной и письменной речью, в процессе наблюдения над речевым потоком учатся вычленять звуки и характеризовать их.
Основной этап включает знакомство с буквами, развитие навыков их написания, овладение чтением и последующее изучение основ русского языка: первоначальных сведений о лексико-грамматических классах, орфографических правил, базовых понятий культуры речи.
Содержание обучения русскому языку в начальной школе
Содержание обучения русскому языку предполагает ответ на вопрос «Чему учить?» и связано с отбором дидактических единиц, их расположением и определением конкретных методов и приёмов их преподнесения.
Содержание обучения русскому языку в начальной школе предполагает:
- Подготовку к обучению грамоте. На данном этапе устанавливается наличие необходимых условий, обеспечивающих дальнейшее эффективное продвижение: нормально развитый слух, отсутствие речевых и фонематических дефектов, достаточный уровень знаний и мире и сформированный по возрасту словарь, умение вычленять звуки в речи, определять их место и характеристики, свободное пользование системой флексий языка в устной речи, умение поддержать беседу, составить небольшой рассказ или описание по картинке / иллюстрации.
- Сам процесс обучения грамоте включает добукварную подготовку, освоение букваря и овладение чтением. Основной принцип отечественной методики — аналитико-синтетический с опорой на звуковую сторону речи, то есть ученики овладевают сначала минимальными единицами речи (фонемами), учатся соотносить их с графемами, а затем переходят к целостному восприятию слов как определённых звуковых комплексов.
- Овладев умениями и навыками чтения и письма, ученики переходят к изучению грамматики языка. Первоначальные грамматические сведения носят практический характер: дети учатся делить слово на составные части, попутно знакомясь с его строением; узнают о общих грамматических значениях слов (предметность, свойство и действие), их роли в предложении; узнают о нормах орфографии и пунктуации (правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных, словарных слов, знаки завершения в конце синтаксических конструкций и разделения — внутри них).
- Попутно с изучением грамматики происходит усвоение норм культуры речи в аспекте требований к её качеству и обучение связной речи. Ученики знакомятся с композицией текста, учатся логично и грамотно излагать свои мысли, применяя на практике изученные языковые сведения. Большую роль в этом процессе играет чтение, поскольку оно знакомит учеников с образцовыми речевыми высказываниями, способствуют развитию языкового чутья, чувства стиля и художественного вкуса.
Важным моментом в обучении языку в начальной школе является систематическое повторение и обобщение изученного. Важно, чтобы языковые факты не существовали для детей разрозненно, но складывались в общую систему сведений о языке. Для этого необходимо постоянно актуализировать связи между изучаемыми явлениями. Так, при изучении грамматической темы «Склонение существительных» необходимо актуализировать сведения о родовой принадлежности слов, системе падежей, а также обратить внимание учеников на особенности окончаний и указать, что в дальнейшем данная тема будет изучаться более подробно.
Преподавание русского языка в начальных классах должно вестись на строго научных принципах и с учётом современных методических подходов, что обеспечит формирование необходимых лингвистических и речевых компетенций для дальнейшего языкового образования.