Практическая и теоретическая риторика
Риторика, возникнув в древности как искусство построения правильной, красивой и убедительной речи, существует как теоретико-практическая дисциплина.
Теоретическая часть риторической науки связана с принципами и закономерностями, лежащими в основе искусства красноречия. Еще в античности были заложены основные теоретические понятия, лежащие в основе риторики. Они касаются учения о стиле, языковых средствах выражения, композиции, приемах построения убедительной речи. Тогда же складывается представление о риторическом каноне – определенном наборе признаков, лежащих в основе ораторского мастерства.
Однако риторика с начала своего возникновения не была только теоретической наукой. Она носила прикладной характер и осмыслялась как техника публичного выступления. Конечной целью изучения риторики, которая была включена в программу образования, становилось совершенствование речи и развитие навыков составления и произнесения публичных выступлений.
Теоретический и прикладной характер риторики сохранился до сегодняшнего дня. В настоящее время практическая риторика - это область мастерства публичных выступлений. Она предполагает овладение технической стороной ораторского искусства: позой, жестами и мимикой, голосовыми возможностями, приемами взаимодействия с аудиторией, мнемоническими техниками запоминания текста выступлений и др.
Теоретическая риторика представляет собой науку, которая занимается изучением закономерностей искусства красноречия от этапа замысла речевого высказывания до его воплощения. Также она изучает общественный речевой идеал и его формирование
Основные разделы практической и теоретической риторики совпадают, однако при изучении акцент делается на разных аспектах:
- На этапе инвенции (появления и вынашивания замысла) теоретическая риторика занимается изучением вопросов возникновения речевого намерения, формирования внутреннего плана речи и ее интенциональной стороны (стратегии и тактики коммуникации). Практическая часть ориентирована на приемы работы с темой выступления, поиском информации, обработкой источников.
- В фазе диспозиции теоретически осмысляются вопросы построения высказывания, исследуется его структура, композиция, типы речи и формы ее организации. На практике изучается техника создания речи в соответствии с определенными композиционными образцами.
- На этапе элокуции теоретическая часть дисциплины сосредоточена на исследовании речевых средств коммуникации, а практическая – на приемах их отбора для конкретного случая общения.
- В фазе запоминания и произнесения практическая риторика сосредоточена на техниках, позволяющих эффективно запоминать речевые произведения и выступать с ними публично.
Основные вопросы практической риторики
Практическая риторика занимается изучением ряда прикладных вопросов, связанных с техникой и технологией публичного выступления:
- Специфика речевых жанров и их функционирование в коммуникации.
- Публичное выступление как речевое произведение и его особенности.
- Приемы поиска темы и анализа ее актуальности, техника работы с фактическим материалом и источниками.
- Начало выступления, эффективные приемы мотивации аудитории и привлечения ее внимания.
- Речевое оформление высказывания от интонации и артикуляции до особенностей использования языковых средств с экспрессивной или функциональной окраской. Данный аспект включает конкретные рекомендации по использованию средств языка в разных коммуникативных ситуациях и основан на хорошем владении литературной речью, стилистическими ресурсами русского языка.
- Аргументация и ее способы, порядок расположения аргументов по степени их воздействия на аудиторию.
- Поведение оратора во время выступления: его дикция, особенности голоса, интонации, мимика, позиция относительно аудитории, движение и перемещение в пространстве, приемы развития уверенности в себе.
- Традиционные ораторские жанры (тост, комплимент, похвала и проч.) и их техника.
Практическая риторика и культура речи
Связь практической риторики и культуры речи очень тесная. Она проявляется, например, на этапе оформления речевого материала, когда адресанту необходимо знание норм литературного языка, а также тех качеств речи, которые придают ей точность, логичность, ясность, уместность. Речевые ошибки, невыразительность и бедность речи зачастую становятся причиной коммуникативных неудач, снижают эффективность речевого воздействия на аудиторию. Владение культурой речи помогает оратору не только более точно и убедительно доносить свою мысль до адресата, но и чувствовать себя во время выступления более уверенно и свободно.
Навыки публичного выступления предполагают владение этическим компонентом речевой культуры: говорящий должен тщательно следить за чистотой речи, за ее соответствием принятым в обществе нормам общения, не допускать высказываний, которые противоречат нравственным основам коммуникации. Это особенно важно в тех сферах, где традиционно предъявляются высокие требования к этической составляющей общения (наука, образование, культура).
Речевая культура – важная составляющая языковой личности оратора, лежащая в основе его мастерства и убедительности.