Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие фрейма в когнитивной лингвистике

Понятие фрейма в когнитивной лингвистике

Когнитивная лингвистика, занимаясь вопросами изучения формирования мыслительных структур с помощью языковых инструментов, обладает собственным терминологическим аппаратом. Среди терминов, используемых в когнитивистике, особое место занимает фрейм, поскольку он встречается в большинстве исследований. Однако понятие фрейма в когнитивной лингвистике до сих пор не получило однозначной интерпретации, не существует и четкой методики его изучения. Это делает проблемы, связанные с определением сущности данного понятия, актуальными для современного языкознания.

В когнитивной лингвистике существуют два аспекта рассмотрения термина «фрейм»:

  1. Фрейм понимается как реально существующая ментальная структура, которая представляет собой результат обобщения и категоризации определенных сведений о реальности.
  2. Фрейм рассматривается как инструмент репрезентации когнитивных моделей с помощью средств языка в сознании человека.

Будучи ментальным конструктом, фрейм соотносится с другими категориями сознания, например, с концептом. Соотношение этих понятий неоднозначно. Некоторые исследователи рассматривают концепт как родовое понятие по отношению к фрейму, поскольку фрейм структурирует отдельные компоненты, входящие в состав концепта. В то же время другие когнитивисты видят во фрейме разновидность концепта сложной структуры, потому что концепт способен репрезентировать отдельный объект или явление, в то время как фрейм – ситуацию в целом.

Между фреймом и концептом существуют общие и различные черты. Выступая как ментальные структуры, фрейм и концепт возникают в результате разных механизмов. Так, фрейм является результатом категоризации, а концепт - концептуализации. Фрейм имеет более жесткую иерархическую структуру, а концепт представляет собой полевую модель, в которой выделяются ядерная и периферийная зоны. Кроме этого, содержательно концепт отпадает всю совокупность признаков объекта, а фрейм - его сущностные признаки.

«Понятие фрейма в когнитивной лингвистике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понятие фрейма может быть сформулировано путем перечисления характерных признаков, присущих данной когнитивной структуре:

  1. Фрейм представляет собой структуру знания универсального характера.
  2. Структура фрейма отличается типизированным, стереотипным характером.
  3. Фрейм конвенционален и динамичен, поскольку в нем сочетаются устойчивость и изменчивость отдельных структур.
  4. Иерархический характер организации, связанный с наличием верхних уровней - наиболее устойчивых и неизменных, а также нижних уровней, способных накапливать информацию о текущем состоянии и изменять структуру фрейма, приспосабливая его под нужды нового знания.
  5. Категориальный характер, заключающийся в том, что фрейм выступает в качестве инструмента классификации информации.

Строение и функции фрейма

Как уже отмечалось, фрейм имеет иерархическое устройство. Его можно представить как совокупность уровней, каждый из которых образован системой слотов – «ячеек», содержащих информацию о том или ином аспекте знания. С помощью слотов и связей, существующих между ними, происходит взаимодействие различных уровней фрейма при работе с информацией.

В зависимости от типа репрезентации знания различаются фреймы двух видов: фреймы-концепты и фреймы-сценарии. Первые структурируют знания об отдельных объектах. Например, фрейм «семья» содержит несколько слотов: «родство», «родители», «дом», «дети», «брак», «общее хозяйство» и проч.

Фреймы сценарного типа формируются вокруг целостных ситуаций. Примером фрейма-сценария может быть ситуация сдачи экзамена:

  1. Субъект: экзаменуемый / экзаменатор.
  2. Остановка: официальная, строгая.
  3. Атрибуты: билеты, тесты, бланки, зачетная книжка, шпаргалка и так далее.

Функционал фреймов достаточно широк:

  1. С помощью фреймовой структуры можно обработать и систематизировать значительные объемы информации, лежащие в основе наших знаний о мире.
  2. Анализ отдельных слотов позволяет выявить принципы внутренней организации фреймовых структур и понять принципы организации когнитивных конструктов.
  3. Описать процессы общения с опорой на фоновые знания адресатов, которые формируются на базе совпадения структуры фреймов.
  4. Создать модели компьютерного моделирования процессов, лежащих в основе интеллекта человека, для их внедрения в кибернетику.

Теория структуры фрейма также имеет и свои недостатки. Являясь обобщенным представлением о протекании когнитивных процессов, структура фрейма упрощает представление о механизмах формирования ментальных структур. Изначально возникнув для описания механизмов компьютерного хранения и обработки данных, теория фрейма не учитывает важность субъективного опыта для формирования когнитивных структур, а также их деятельностный характер.

Используя теорию фрейма для описания механизмов формирования когнитивных конструктов, необходимо помнить о сложности и многогранности связей между языком и человеческим мышлением и учитывать абстрактный, теоретический характер обобщений, используемых в теориях когнитивистов.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot