Понятие фрейма в когнитивной лингвистике
Когнитивная лингвистика, занимаясь вопросами изучения формирования мыслительных структур с помощью языковых инструментов, обладает собственным терминологическим аппаратом. Среди терминов, используемых в когнитивистике, особое место занимает фрейм, поскольку он встречается в большинстве исследований. Однако понятие фрейма в когнитивной лингвистике до сих пор не получило однозначной интерпретации, не существует и четкой методики его изучения. Это делает проблемы, связанные с определением сущности данного понятия, актуальными для современного языкознания.
В когнитивной лингвистике существуют два аспекта рассмотрения термина «фрейм»:
- Фрейм понимается как реально существующая ментальная структура, которая представляет собой результат обобщения и категоризации определенных сведений о реальности.
- Фрейм рассматривается как инструмент репрезентации когнитивных моделей с помощью средств языка в сознании человека.
Будучи ментальным конструктом, фрейм соотносится с другими категориями сознания, например, с концептом. Соотношение этих понятий неоднозначно. Некоторые исследователи рассматривают концепт как родовое понятие по отношению к фрейму, поскольку фрейм структурирует отдельные компоненты, входящие в состав концепта. В то же время другие когнитивисты видят во фрейме разновидность концепта сложной структуры, потому что концепт способен репрезентировать отдельный объект или явление, в то время как фрейм – ситуацию в целом.
Между фреймом и концептом существуют общие и различные черты. Выступая как ментальные структуры, фрейм и концепт возникают в результате разных механизмов. Так, фрейм является результатом категоризации, а концепт - концептуализации. Фрейм имеет более жесткую иерархическую структуру, а концепт представляет собой полевую модель, в которой выделяются ядерная и периферийная зоны. Кроме этого, содержательно концепт отпадает всю совокупность признаков объекта, а фрейм - его сущностные признаки.
Понятие фрейма может быть сформулировано путем перечисления характерных признаков, присущих данной когнитивной структуре:
- Фрейм представляет собой структуру знания универсального характера.
- Структура фрейма отличается типизированным, стереотипным характером.
- Фрейм конвенционален и динамичен, поскольку в нем сочетаются устойчивость и изменчивость отдельных структур.
- Иерархический характер организации, связанный с наличием верхних уровней - наиболее устойчивых и неизменных, а также нижних уровней, способных накапливать информацию о текущем состоянии и изменять структуру фрейма, приспосабливая его под нужды нового знания.
- Категориальный характер, заключающийся в том, что фрейм выступает в качестве инструмента классификации информации.
Строение и функции фрейма
Как уже отмечалось, фрейм имеет иерархическое устройство. Его можно представить как совокупность уровней, каждый из которых образован системой слотов – «ячеек», содержащих информацию о том или ином аспекте знания. С помощью слотов и связей, существующих между ними, происходит взаимодействие различных уровней фрейма при работе с информацией.
В зависимости от типа репрезентации знания различаются фреймы двух видов: фреймы-концепты и фреймы-сценарии. Первые структурируют знания об отдельных объектах. Например, фрейм «семья» содержит несколько слотов: «родство», «родители», «дом», «дети», «брак», «общее хозяйство» и проч.
Фреймы сценарного типа формируются вокруг целостных ситуаций. Примером фрейма-сценария может быть ситуация сдачи экзамена:
- Субъект: экзаменуемый / экзаменатор.
- Остановка: официальная, строгая.
- Атрибуты: билеты, тесты, бланки, зачетная книжка, шпаргалка и так далее.
Функционал фреймов достаточно широк:
- С помощью фреймовой структуры можно обработать и систематизировать значительные объемы информации, лежащие в основе наших знаний о мире.
- Анализ отдельных слотов позволяет выявить принципы внутренней организации фреймовых структур и понять принципы организации когнитивных конструктов.
- Описать процессы общения с опорой на фоновые знания адресатов, которые формируются на базе совпадения структуры фреймов.
- Создать модели компьютерного моделирования процессов, лежащих в основе интеллекта человека, для их внедрения в кибернетику.
Теория структуры фрейма также имеет и свои недостатки. Являясь обобщенным представлением о протекании когнитивных процессов, структура фрейма упрощает представление о механизмах формирования ментальных структур. Изначально возникнув для описания механизмов компьютерного хранения и обработки данных, теория фрейма не учитывает важность субъективного опыта для формирования когнитивных структур, а также их деятельностный характер.
Используя теорию фрейма для описания механизмов формирования когнитивных конструктов, необходимо помнить о сложности и многогранности связей между языком и человеческим мышлением и учитывать абстрактный, теоретический характер обобщений, используемых в теориях когнитивистов.