Основы планирования уроков русского языка
Планирование урочной деятельности - обязательный элемент образовательного процесса. Наряду с проведением уроков, их рефлексией и оценкой результативности планирование составляет целостный учебно-методический процесс преподавания дисциплины.
Цели, которые выполняет планирование уроков, заключаются в следующем:
- Определение основных направлений обучения предмету.
- Распределение тем и объема учебной нагрузки, отводимой на их изучение, по разделам программы.
- Уточнение содержания изучаемого материала и его объема.
- Структурирование изучаемого материала в соответствии с принципами логичности и последовательности.
- Определение количества контрольных точек, их места и значения в логике освоения учебного материала.
- Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.
Основные этапы планирования включают:
- Определение содержания учебного материала, который необходимо усвоить за определенный период обучения.
- Структурирование тем в соответствии с принципами доступности и последовательности: вначале изучаются более простые темы, затем происходит их постепенное усложнение и увеличение объема и трудности усваиваемых сведений.
- Определение целей и задач изучения курса, раздела, темы.
- Соотнесение изучаемых тем с уже пройденным материалом, установление перспективных целей и направлений текущего повторения материала.
- Мониторинг учебно-методический литературы (авторских программ, методических рекомендаций, поурочных разработок, контрольно-измерительных материалов) и образовательных стандартов с целью приведения содержания планирования к современным дидактическим требованиям.
- Выявление круга планируемых результатов обучения для каждого раздела и темы и формулировка их в виде системы универсальных учебных действий, личностных и предметных навыков.
При составлении планирования необходимо учитывать ряд требований к организации урочной деятельности:
- Принцип целенаправленности и результативности.
- Принцип опережающего обучения: уровень усваиваемого материала всегда выше уровня наличных знаний учеников.
- Принцип систематичного и последовательного изучения тем от простого к сложному, от частного к общему, от известного к неизвестному.
- Принцип сознательного освоения учебного материала.
- Принцип наглядности, доступности и связи с практикой.
- Принцип индивидуализации педагогического процесса.
Виды планирования и их характеристики
Поскольку планирование представляет собой сложный процесс структурирования учебного материала, оно подразделяется на несколько видов, каждый из которых решает определенные задачи:
- Тематическое планирование. Это самый общий и первичный вид планирования, позволяющий педагогу распределить содержание изучаемого материала в соответствии с календарным графиком работы. Осуществляя данный вид планирования, учитель определяет количество разделов, объем учебного времени, отводимого на их изучение, и общие цели и задачи изучения каждого раздела. В этот же вид планирования входит распределение учебного времени, отводимого на уроки контроля, развития речи, повторения и обобщения.
- Календарное тематическое планирование. Данный вид планирования используется при необходимости более детально определить содержание материала и распределить его во времени. От тематического планирования оно отличается более подробным распределением тем внутри каждого раздела с указанием планируемой даты его освоения. Также в процессе данного планирования могут формироваться предполагаемые образовательные результаты в виде системы учебных действий, домашнее задание, виды учебной деятельности на уроках и проч. Данное планирование отражается в классном журнале и подвергается корректировке в процессе изменения учебного графика (например, при выпадении уроков на праздничные дни).
- Поурочное текущее планирование -это система работы по созданию конспектов уроков. Оно должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к современным урокам, и содержать перечень целей, предметных, личностных и метапредметных результатов обучения, характеристику применяемых методов и приемов обучения, дидактический материал, характеристику средств наглядности и технических средств обучения.
В последнее время дополнением к поурочному планированию стали технологические карты уроков, которые тоже являются разновидностью планов.
В отличие от поурочного планирования технологические карты – это более обобщенные алгоритмы уроков, содержащие конкретный перечень видов деятельности, осуществление которых обеспечивает образовательный результат.
Планирование уроков русского языка - часть методической работы учителя и основной отчётный документ, входящий в структуру рабочей программы предмета.