Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Планирование уроков русского языка

Основы планирования уроков русского языка

Замечание 1

Планирование урочной деятельности - обязательный элемент образовательного процесса. Наряду с проведением уроков, их рефлексией и оценкой результативности планирование составляет целостный учебно-методический процесс преподавания дисциплины.

Цели, которые выполняет планирование уроков, заключаются в следующем:

  1. Определение основных направлений обучения предмету.
  2. Распределение тем и объема учебной нагрузки, отводимой на их изучение, по разделам программы.
  3. Уточнение содержания изучаемого материала и его объема.
  4. Структурирование изучаемого материала в соответствии с принципами логичности и последовательности.
  5. Определение количества контрольных точек, их места и значения в логике освоения учебного материала.
  6. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся.

Основные этапы планирования включают:

  1. Определение содержания учебного материала, который необходимо усвоить за определенный период обучения.
  2. Структурирование тем в соответствии с принципами доступности и последовательности: вначале изучаются более простые темы, затем происходит их постепенное усложнение и увеличение объема и трудности усваиваемых сведений.
  3. Определение целей и задач изучения курса, раздела, темы.
  4. Соотнесение изучаемых тем с уже пройденным материалом, установление перспективных целей и направлений текущего повторения материала.
  5. Мониторинг учебно-методический литературы (авторских программ, методических рекомендаций, поурочных разработок, контрольно-измерительных материалов) и образовательных стандартов с целью приведения содержания планирования к современным дидактическим требованиям.
  6. Выявление круга планируемых результатов обучения для каждого раздела и темы и формулировка их в виде системы универсальных учебных действий, личностных и предметных навыков.

При составлении планирования необходимо учитывать ряд требований к организации урочной деятельности:

«Планирование уроков русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Принцип целенаправленности и результативности.
  • Принцип опережающего обучения: уровень усваиваемого материала всегда выше уровня наличных знаний учеников.
  • Принцип систематичного и последовательного изучения тем от простого к сложному, от частного к общему, от известного к неизвестному.
  • Принцип сознательного освоения учебного материала.
  • Принцип наглядности, доступности и связи с практикой.
  • Принцип индивидуализации педагогического процесса.

Виды планирования и их характеристики

Поскольку планирование представляет собой сложный процесс структурирования учебного материала, оно подразделяется на несколько видов, каждый из которых решает определенные задачи:

  • Тематическое планирование. Это самый общий и первичный вид планирования, позволяющий педагогу распределить содержание изучаемого материала в соответствии с календарным графиком работы. Осуществляя данный вид планирования, учитель определяет количество разделов, объем учебного времени, отводимого на их изучение, и общие цели и задачи изучения каждого раздела. В этот же вид планирования входит распределение учебного времени, отводимого на уроки контроля, развития речи, повторения и обобщения.
  • Календарное тематическое планирование. Данный вид планирования используется при необходимости более детально определить содержание материала и распределить его во времени. От тематического планирования оно отличается более подробным распределением тем внутри каждого раздела с указанием планируемой даты его освоения. Также в процессе данного планирования могут формироваться предполагаемые образовательные результаты в виде системы учебных действий, домашнее задание, виды учебной деятельности на уроках и проч. Данное планирование отражается в классном журнале и подвергается корректировке в процессе изменения учебного графика (например, при выпадении уроков на праздничные дни).
  • Поурочное текущее планирование -это система работы по созданию конспектов уроков. Оно должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к современным урокам, и содержать перечень целей, предметных, личностных и метапредметных результатов обучения, характеристику применяемых методов и приемов обучения, дидактический материал, характеристику средств наглядности и технических средств обучения.

В последнее время дополнением к поурочному планированию стали технологические карты уроков, которые тоже являются разновидностью планов.

В отличие от поурочного планирования технологические карты – это более обобщенные алгоритмы уроков, содержащие конкретный перечень видов деятельности, осуществление которых обеспечивает образовательный результат.

Замечание 2

Планирование уроков русского языка - часть методической работы учителя и основной отчётный документ, входящий в структуру рабочей программы предмета.

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot