Первичная и вторичная речевая деятельность школьников на уроках русского языка
Урок русского языка в школе является основной средой целенаправленного развития всех видов речевой деятельности. Традиционно уроки русского языка организуются таким образом, чтобы учащийся мог последовательно реализовать все виды речевой деятельности во время выполнения учебно-тренировочных заданий.
В методической литературе термин «речевая деятельность» понимается как совокупность коммуникативно-речевых действий, сопровождающих выполнение учебного задания, а также как конечная цель выполнения тренировочных упражнений, каждое из которых направлено на развитие и совершенствование определенного вида речевой деятельности.
Речевая деятельность неоднородна по своему составу. Среди разных ее видов можно выделить группу речевых действий, которые являются первичными по происхождению, а также группу вторичных видов речевой деятельности, которые формируются на базе первичных коммуникативно-речевых навыков.
Первичная речевая деятельность – это совокупность речевых действий, связанных с восприятием и продуцированием устных сообщений, то есть слушание и говорение.
Вторичная речевая деятельность – это система речевых навыков, надстраивающаяся над первичными коммуникативными умениями и проявляющаяся в умении понимать и создавать письменные тексты.
В процессе обучения русскому языку перед учителем стоит задача развить все виды речевой деятельности, однако одна из основных целей состоит в том. Что помочь сложиться вторичным видам речевой деятельности, основанным на использовании письменной формы языка.
Проблемой в преподавании до сих пор является применение деятельностного подхода к формированию коммуникативно-речевых умений школьников. Так, большинство традиционных упражнений, которые применяются на уроках русского языка, хотя и охватывают все виды речевой деятельности, носят репродуктивный характер. Это значит, что они ориентируют школьника не на самостоятельное создание речевых высказываний, а на воспроизведение готовых речевых структур в устной и письменной коммуникации. Между тем для формирования навыков свободой речевой деятельности необходимы продуктивные упражнения, стимулирующие речетворческие процессы.
Приемы работы по формированию разных видов речевой деятельности на уроке
В системе работы над формирование речевых навыков на уроках русского языка целесообразно использовать следующие продуктивные формы развития первичных видов речевой деятельности:
- Организацию учебных дискуссий, которые организуются в процессе открытия нового знания и на этапе подведения итогов урока.
- Создание ситуаций диалогического общения в учебных группах при выполнении общих заданий.
- Стимулирование монологической речи в процессе защиты проектных работ, аргументации мнения, выдвижения и обоснования учебных гипотез.
- Обучение осознанному слушанию через организацию коллективного заслушивания и оценки ответов на уроке.
- Стимулирование слушания за счет включения заданий на внимательность, активизацию слухового восприятия.
- Создание ситуаций, когда суть учебного задания заключается в прослушивании и анализе текста на слух.
Продуктивные вторичные виды речевой деятельности базируются на первичных и формируются за счёт использования следующих видов работы:
- Оформление результатов устного обсуждения в виде текстовых сообщений (схем, кратких конспектов, тезисов).
- Составление планов устных монологических ответов.
- Письменная фиксация последовательности учебных действий, необходимых для выполнения упражнения (например, определения условий выбора орфограммы или определения частеречной принадлежности слова).
- Запись текста под диктовку (синтез слухового, зрительного и моторного восприятия).
- Запись текстов (высказываний) по памяти, а такжезапись текста на основе опорных слов, схем, рисунков.
- Написание миниатюр на основе изображений или фотографий.
- Создание заметок на тему по выбору (например, «Мой день», «В школьной столовой», «Мое хобби»).
- Подготовка к написанию эссе или сочинений различных жанров и тематики.
- Создание рецензий на основе прочитанных произведений или отзывов на сочинения одноклассников.
- Выразительное чтение текста вслух, а также чтение по ролям.
- Комментированное чтение и составление вопросов к прочитанному тексту.
Использование разнообразных приемов работы необходимо, так как это позволят вовлечь школьника в максимально возможное количество видов учебных действий для формирования необходимых коммуникативно-речевых умений.
Формируя навыки вторичной речевой деятельности, учитель должен связывать их с первичной речевой деятельностью учащихся. Так, изложению предшествует обучение пересказу, а сочинению – устному монологическому высказыванию. Это позволит соблюдать принципы системности и последовательности, необходимые для становления различных видов речевой деятельности.