Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Первичная и вторичная речевая деятельность школьников на уроках русского языка

Первичная и вторичная речевая деятельность школьников на уроках русского языка

Урок русского языка в школе является основной средой целенаправленного развития всех видов речевой деятельности. Традиционно уроки русского языка организуются таким образом, чтобы учащийся мог последовательно реализовать все виды речевой деятельности во время выполнения учебно-тренировочных заданий.

В методической литературе термин «речевая деятельность» понимается как совокупность коммуникативно-речевых действий, сопровождающих выполнение учебного задания, а также как конечная цель выполнения тренировочных упражнений, каждое из которых направлено на развитие и совершенствование определенного вида речевой деятельности.

Речевая деятельность неоднородна по своему составу. Среди разных ее видов можно выделить группу речевых действий, которые являются первичными по происхождению, а также группу вторичных видов речевой деятельности, которые формируются на базе первичных коммуникативно-речевых навыков.

Определение 1

Первичная речевая деятельность – это совокупность речевых действий, связанных с восприятием и продуцированием устных сообщений, то есть слушание и говорение.

Определение 2

Вторичная речевая деятельность – это система речевых навыков, надстраивающаяся над первичными коммуникативными умениями и проявляющаяся в умении понимать и создавать письменные тексты.

В процессе обучения русскому языку перед учителем стоит задача развить все виды речевой деятельности, однако одна из основных целей состоит в том. Что помочь сложиться вторичным видам речевой деятельности, основанным на использовании письменной формы языка.

Проблемой в преподавании до сих пор является применение деятельностного подхода к формированию коммуникативно-речевых умений школьников. Так, большинство традиционных упражнений, которые применяются на уроках русского языка, хотя и охватывают все виды речевой деятельности, носят репродуктивный характер. Это значит, что они ориентируют школьника не на самостоятельное создание речевых высказываний, а на воспроизведение готовых речевых структур в устной и письменной коммуникации. Между тем для формирования навыков свободой речевой деятельности необходимы продуктивные упражнения, стимулирующие речетворческие процессы.

«Первичная и вторичная речевая деятельность школьников на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Приемы работы по формированию разных видов речевой деятельности на уроке

В системе работы над формирование речевых навыков на уроках русского языка целесообразно использовать следующие продуктивные формы развития первичных видов речевой деятельности:

  1. Организацию учебных дискуссий, которые организуются в процессе открытия нового знания и на этапе подведения итогов урока.
  2. Создание ситуаций диалогического общения в учебных группах при выполнении общих заданий.
  3. Стимулирование монологической речи в процессе защиты проектных работ, аргументации мнения, выдвижения и обоснования учебных гипотез.
  4. Обучение осознанному слушанию через организацию коллективного заслушивания и оценки ответов на уроке.
  5. Стимулирование слушания за счет включения заданий на внимательность, активизацию слухового восприятия.
  6. Создание ситуаций, когда суть учебного задания заключается в прослушивании и анализе текста на слух.

Продуктивные вторичные виды речевой деятельности базируются на первичных и формируются за счёт использования следующих видов работы:

  1. Оформление результатов устного обсуждения в виде текстовых сообщений (схем, кратких конспектов, тезисов).
  2. Составление планов устных монологических ответов.
  3. Письменная фиксация последовательности учебных действий, необходимых для выполнения упражнения (например, определения условий выбора орфограммы или определения частеречной принадлежности слова).
  4. Запись текста под диктовку (синтез слухового, зрительного и моторного восприятия).
  5. Запись текстов (высказываний) по памяти, а такжезапись текста на основе опорных слов, схем, рисунков.
  6. Написание миниатюр на основе изображений или фотографий.
  7. Создание заметок на тему по выбору (например, «Мой день», «В школьной столовой», «Мое хобби»).
  8. Подготовка к написанию эссе или сочинений различных жанров и тематики.
  9. Создание рецензий на основе прочитанных произведений или отзывов на сочинения одноклассников.
  10. Выразительное чтение текста вслух, а также чтение по ролям.
  11. Комментированное чтение и составление вопросов к прочитанному тексту.

Использование разнообразных приемов работы необходимо, так как это позволят вовлечь школьника в максимально возможное количество видов учебных действий для формирования необходимых коммуникативно-речевых умений.

Формируя навыки вторичной речевой деятельности, учитель должен связывать их с первичной речевой деятельностью учащихся. Так, изложению предшествует обучение пересказу, а сочинению – устному монологическому высказыванию. Это позволит соблюдать принципы системности и последовательности, необходимые для становления различных видов речевой деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 02.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot