Периодизация речевой деятельности говорящего
Одним из актуальных направлений современного языкознания является психолингвистика, в центре внимания которой находятся вопросы взаимодействия языка и мышления, языка и психической деятельности. В рамках психолингвистических исследований получены данные о том, как протекает речевая деятельность говорящего и слушающего в психическом аспекте.
Ученые выяснили, что процессы речепорождения, лежащие в основе деятельности говорящего, включают три фазы:
- Невербальная фаза – это своеобразный «дословесный» этап моделирования речи и ее содержания, предшествующий языковому оформлению мысли. Выделение этого периода основано на представлении о том, что мыслительные процессы, хотя и осуществляются с помощью опосредующих их языковых средств, все же не являются тождественными речевой деятельности. В основе мыслительной деятельности лежат когнитивные операции, которые уже затем облекаются в словесную форму. Поэтому невербальная фаза предшествует всякой коммуникации. Именно в этот момент происходит формирование коммуникативного намерения, замысла и представлений о предмете речи.
- Период внутренней речи заключается в формировании речевой структуры высказывания в первоначальном виде, «для себя», без произнесения речи вслух. Внутренняя речь отличается от внешней как по форме, так и по содержанию. Во-первых, она носит свернутый, сокращенный характер. Во-вторых, ее формальная сторона характеризуется синкретизмом, нерасчлененностью, поскольку говорящему известен предмет речи. В-третьих, она не упорядочена и фрагментарна.
- Этап внешней речи заключается в развертывании содержания высказывания с помощью звуковых средств языка. Она подчинена коммуникативному замыслу и условиям ситуации общения. В ее оформлении важную роль также играют правила речевого этикета, а также нормативные особенности языка, его стилистические правила и требования. Основной единицей внешней речи является предложение, выполняющее коммуникативную функцию. Следует отметить, что в устной речи нередко границы фразы не совпадают с грамматическим границами предложениями, так как зависят от интонации, темпа речи и возможностей речевого дыхания говорящего, поэтому чаще вместо термина «предложение» используют понятие «фразы». Считается, что процесс фразообразования базируется на отборе лексических средств выражения и оформлении грамматической структуры высказывания в соответствии с нормами данного языка.
Этапы речевой деятельности слушающего
Обратный процесс – речевое восприятие и понимание сказанного – связан с психической деятельностью слушающего, речевые аспекты которой также изучаются психолингвистикой. Сущность этой деятельности заключается в том, что слушающий, воспринимая вербальную информацию, на ее основе моделирует представление о некоторой внеязыковой ситуации действительности, которая лежит в основе содержания высказывания. Речевая деятельность слушающего включает две фазы:
- Предварительный период, который необходим для созданий условий, способствующих пониманию чужой речи. Понимание – сложный механизм, в основе которого лежат когнитивные и языковые процессы. Он связан с актуализацией коммуникативных умений, которые определяются как общими принципами речевого взаимодействия, так и теми особенностями, которые накладывает на речевое общение ситуация. Первая группа умений носит наиболее общий характер, а к последним можно отнести сферу взаимодействия коммуникантов, а также представление о личности говорящего, которое складывается у слушающего.
- Основная фаза деятельности слушающего заключается в понимании содержания текста. Как правило, понимании неразрывно связано с интерпретацией, когда слушающий придает содержание речи личностно значимый смысл. Различные исследования, посвященные проблемам восприятия и понимания чужой речи, отмечают, что условия, от которых зависит эффективность понимания, определяются как речевым мастерством говорящего, таки коммуникативным и личным опытом слушающего. В этом отношении следует помнить, что общение интерактивно по своей природе, поэтому понимание рождается только в процессе активного взаимодействия, когда слушающий целенаправленно извлекает необходимую ему информацию из сообщения говорящего.
Эти процессы, лежащие в основе речевой деятельности, отражают психические механизмы протекания речевой деятельности, которая предстает не просто в качестве процесса обмена информацией, но как сложная деятельность, имеющая свои фазы и закономерности. В реальности, особенно в диалогической речи, говорящий и слушающий постоянно меняются местами, поэтому фазы, отражающие процессы порождения и восприятия речи, протекают очень быстро, что обусловливает динамику речи и возможность получения практически мгновенной ответной реакции собеседника. Удалены эти фазы только в тех случаях, когда говорящий и слушающий разделены в пространстве и времени, например, при восприятии телевизионного выпуска новостей, чтении книг и проч.