Переэкзаменовка по русскому языку: понятие и причины
Государственная итоговая аттестация по русскому языку ежегодно выявляет определенный процент учащихся, которые не справились с экзаменационной работой и нуждаются в переэкзаменовке. Хотя количество выпускников 9 и 11 классов, которые повторно сдают русский язык, в целом невелико, все же существуют факторы, влияющие на качество выполнения экзаменационной работы и увеличивающие возможность получения неудовлетворительной оценки за ее выполнение.
Переэкзаменовка по русскому языку – понятие, используемое для обозначения процесса повторной сдачи государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускником, который получил неудовлетворительную оценку.
Переэкзаменовку не следует путать со сдачей экзамена не в основной, а в дополнительный период по причине болезни выпускника, препятствовавшей его участию в экзаменационных мероприятиях в основной период.
Причины переэкзаменовки по русскому языку следующие:
- Получение неудовлетворительной оценки (оценка «2») за выполнение экзаменационной работы.
- Удаление выпускника с экзамена за нарушение процедуры участия без права завершения выполнения экзаменационной работы.
- Высокий уровень стресса выпускника и, как следствие, отсутствие самоконтроля, рассеянность, неспособность качественно выполнить работу.
- Крайне невысокий уровень подготовки к экзамену, отсутствие базовых знаний и навыков, позволяющих выполнить требования экзаменационной работы.
- Речевые нарушения, вовремя не выявленные и препятствующие нормальному языковому развитию.
- Принадлежность учащегося к категории инофонов, которые слабо владеют русским языком.
Несмотря на многообразие причин, которые обусловливают переэкзаменовку, не все из них носят постоянный характер. Чаще всего причиной неудовлетворительного результата становится некачественная подготовка к экзамену, стойкая неуспеваемость по русскому языку, низкий уровень знаний в рамках школьной программы. В связи с этим большую роль играет профилактика переэкзаменовки при подготовке к выполнению экзаменационной работы.
Подготовка к повторной сдаче экзамена по русскому языку
Однако для учащихся, которые уже получили неудовлетворительную оценку за экзамен, профилактические мероприятия не являются эффективными. С ними организуется подготовка к повторной сдаче экзамена, которая включает несколько направлений работы:
- Анализ ошибок, допущенных в экзаменационной работе. На сегодняшний день возможности системы электронного документооборота позволяют каждому выпускнику получить скан-копии своей работы для разбора и анализа. Результаты проверки работы учителем могут быть использованы для организации подготовки к переэкзаменовке.
- Систематическое повторение тех разделов языкознания, которые необходимы для восполнения пробелов знаниях.
- Тренировка навыков создания собственных речевых произведений на основе предложенных текстов (написание изложения и сочинения).
- Развитие и совершенствование навыков редактирования текстов с использованием орфографического словаря и базовых знаний в области языкознания.
- Повторное ознакомление с требованиями к экзаменационной работе и критериями ее оценивания.
- Формирование установки на поиск и обнаружение ошибок в речевом, композиционном оформлении работы и их исправлении.
Как показывает практика, наибольшие трудности у выпускников 9 класса вызывает написание творческих работ – изложения и сочинения. Проблемы связаны с неумением сформулировать мысль и использовать адекватные речевые средства для ее выражения. Также при передаче содержания текста учащиеся нарушают последовательность микротем, попускают информационные блоки, дополняя содержание избыточными подробностями. Кроме этого, учащиеся затрудняются с подбором примеров из жизненного опыта для аргументации позиции в сочинении, испытывают трудности с определением морально-нравственных понятий и проч. Общий уровень грамотности работ также остается невысоким, что влияет на результат при оценивании работы.
Для выпускников 11 класса актуальными остаются вопросы, связанные с неумением выделить проблему текста и обосновать ее примерами из текстового фрагмента. Также выпускники показывают невысокий уровень речевой культуры, допуская большое количество ошибок в тестовой части.
Независимо от возраста ученика акцент при подготовке к переэкзаменовке делается на следующих навыках:
- Навыки формулирования мысли в соответствии с требованиями к структуре экзаменационной работы. С этой целью используются речевые шаблоны и клише, которые помогают выпускнику выразить мысль при скудном словарном запасе и бедном грамматическом строе речи.
- Навыки правильного композиционного оформления сочинения с помощью заучивания типовой модели его структуры и многократной отработки этой структуры в практике письма.
- Навыки аргументации с привлечением текстового и иного материала. Для этого используются готовые речевые шаблоны введения аргументов, а также цитаты, заранее подобранные примеры из кинофильмов, художественных произведений, истории и проч.
- Навыки редактирования текстов и исправления наиболее очевидных речевых недочетов.
Таким образом, переэкзаменовка по русскому языку является важным «сигналом» о наличии проблем с качеством языковой подготовки, поэтому важно не допускать возникновения ситуации повторной сдачи экзамена и использовать профилактические приемы на этапе первоначальной подготовки к экзамену.