Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Переэкзаменовка по русскому языку: причины и подготовка к повторной сдаче экзамена

Переэкзаменовка по русскому языку: понятие и причины

Государственная итоговая аттестация по русскому языку ежегодно выявляет определенный процент учащихся, которые не справились с экзаменационной работой и нуждаются в переэкзаменовке. Хотя количество выпускников 9 и 11 классов, которые повторно сдают русский язык, в целом невелико, все же существуют факторы, влияющие на качество выполнения экзаменационной работы и увеличивающие возможность получения неудовлетворительной оценки за ее выполнение.

Определение 1

Переэкзаменовка по русскому языку – понятие, используемое для обозначения процесса повторной сдачи государственной итоговой аттестации по русскому языку выпускником, который получил неудовлетворительную оценку.

Переэкзаменовку не следует путать со сдачей экзамена не в основной, а в дополнительный период по причине болезни выпускника, препятствовавшей его участию в экзаменационных мероприятиях в основной период.

Причины переэкзаменовки по русскому языку следующие:

  1. Получение неудовлетворительной оценки (оценка «2») за выполнение экзаменационной работы.
  2. Удаление выпускника с экзамена за нарушение процедуры участия без права завершения выполнения экзаменационной работы.
  3. Высокий уровень стресса выпускника и, как следствие, отсутствие самоконтроля, рассеянность, неспособность качественно выполнить работу.
  4. Крайне невысокий уровень подготовки к экзамену, отсутствие базовых знаний и навыков, позволяющих выполнить требования экзаменационной работы.
  5. Речевые нарушения, вовремя не выявленные и препятствующие нормальному языковому развитию.
  6. Принадлежность учащегося к категории инофонов, которые слабо владеют русским языком.

Несмотря на многообразие причин, которые обусловливают переэкзаменовку, не все из них носят постоянный характер. Чаще всего причиной неудовлетворительного результата становится некачественная подготовка к экзамену, стойкая неуспеваемость по русскому языку, низкий уровень знаний в рамках школьной программы. В связи с этим большую роль играет профилактика переэкзаменовки при подготовке к выполнению экзаменационной работы.

«Переэкзаменовка по русскому языку: причины и подготовка к повторной сдаче экзамена» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подготовка к повторной сдаче экзамена по русскому языку

Однако для учащихся, которые уже получили неудовлетворительную оценку за экзамен, профилактические мероприятия не являются эффективными. С ними организуется подготовка к повторной сдаче экзамена, которая включает несколько направлений работы:

  1. Анализ ошибок, допущенных в экзаменационной работе. На сегодняшний день возможности системы электронного документооборота позволяют каждому выпускнику получить скан-копии своей работы для разбора и анализа. Результаты проверки работы учителем могут быть использованы для организации подготовки к переэкзаменовке.
  2. Систематическое повторение тех разделов языкознания, которые необходимы для восполнения пробелов знаниях.
  3. Тренировка навыков создания собственных речевых произведений на основе предложенных текстов (написание изложения и сочинения).
  4. Развитие и совершенствование навыков редактирования текстов с использованием орфографического словаря и базовых знаний в области языкознания.
  5. Повторное ознакомление с требованиями к экзаменационной работе и критериями ее оценивания.
  6. Формирование установки на поиск и обнаружение ошибок в речевом, композиционном оформлении работы и их исправлении.

Как показывает практика, наибольшие трудности у выпускников 9 класса вызывает написание творческих работ – изложения и сочинения. Проблемы связаны с неумением сформулировать мысль и использовать адекватные речевые средства для ее выражения. Также при передаче содержания текста учащиеся нарушают последовательность микротем, попускают информационные блоки, дополняя содержание избыточными подробностями. Кроме этого, учащиеся затрудняются с подбором примеров из жизненного опыта для аргументации позиции в сочинении, испытывают трудности с определением морально-нравственных понятий и проч. Общий уровень грамотности работ также остается невысоким, что влияет на результат при оценивании работы.

Для выпускников 11 класса актуальными остаются вопросы, связанные с неумением выделить проблему текста и обосновать ее примерами из текстового фрагмента. Также выпускники показывают невысокий уровень речевой культуры, допуская большое количество ошибок в тестовой части.

Независимо от возраста ученика акцент при подготовке к переэкзаменовке делается на следующих навыках:

  1. Навыки формулирования мысли в соответствии с требованиями к структуре экзаменационной работы. С этой целью используются речевые шаблоны и клише, которые помогают выпускнику выразить мысль при скудном словарном запасе и бедном грамматическом строе речи.
  2. Навыки правильного композиционного оформления сочинения с помощью заучивания типовой модели его структуры и многократной отработки этой структуры в практике письма.
  3. Навыки аргументации с привлечением текстового и иного материала. Для этого используются готовые речевые шаблоны введения аргументов, а также цитаты, заранее подобранные примеры из кинофильмов, художественных произведений, истории и проч.
  4. Навыки редактирования текстов и исправления наиболее очевидных речевых недочетов.

Таким образом, переэкзаменовка по русскому языку является важным «сигналом» о наличии проблем с качеством языковой подготовки, поэтому важно не допускать возникновения ситуации повторной сдачи экзамена и использовать профилактические приемы на этапе первоначальной подготовки к экзамену.

Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot