Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Местоимения в русском языке

Проблема выделения местоимений

Системная типология лексико-грамматических классов предполагает выделение этих групп на основании собственно морфологических признаков, отличающихся единством для каждой группы.

Выделяют классифицирующие и словоизменительные признаки. Первые противопоставляют лексемы в парадигме одного класса слов, вторые указывают на синтагматической отношения, в которые может вступать та или иная единица.

В большинстве случаев классифицирующие и словоизменительные признаки внутри одного лексико-грамматического класса едины для всех входящих в него слов. Однако в случае с местоимением такого единства мы не наблюдаем. Рассмотрим это на конкретном примере. Возьмем следующий контекст: Я увидел, что кто-то пришел. Я спрятался за какой-то выступ. Сколько страха я натерпелся!

Здесь присутствуют следующие местоимения: я, кто-то, какой-то, сколько. Каждое из них отличается следующими характеристиками: местоимения «я» и «кто-то» указывают на лицо, местоимение «какой-то» – на признак, а «сколько» – на количество. Также у них разный набор грамматических признаков: у местоимения «кто-то» нет категории числа, в то время как местоимение «какой-то» способно, подобно прилагательному, изменяться по числам и родам. Род для местоимения «я» не актуален, хотя оно может согласовываться с глаголом прошедшего времени в формах мужского или женского родов, зато оно имеет признак лица и т. д.

Несмотря на различие признаков, все эти слова относят к классу местоимений. Следовательно, в эту группу попадают разнородные по грамматическим характеристикам слова, которые сочетают признаки других классов: существительных, прилагательных, числительных. Поэтому построить типологию местоимения по системным основаниям невозможно. Некоторые лингвисты даже отказываются признавать местоимение самостоятельным классом, распределяя слова, относящиеся к нему, по группам местоименных существительных, прилагательных и т. д.

Местоимения в русском языке: общая характеристика

Согласно общепринятому взгляду местоимение понимается как самостоятельный лексико-грамматический класс, отличающийся следующими особенностями:

  1. Дейктическая функция: у этих слов отсутствует способность называть предметы и явления, они лишь указывают на них.
  2. Неоднородность состава, проявляющаяся в наличии разных разрядов.
  3. Различные синтаксические функции, обусловленные как значением, так и морфологическими свойствами.

Рассмотрим более подробно разновидности местоимений. Традиционная классификация включает следующие группы:

«Местоимения в русском языке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Лексемы «я, мы, ты, вы» и др., которые объединяют в класс личных. Их особенностью является способность сочетаться с личными формами глаголов для указания на действия субъекта: Ты чистишь лук. Он режет огурцы. Я мою зелень. Мы делаем салат. Для данных местоимений характерно падежное словоизменение. Род присущ только формам «он, она, оно». Различия в категории лица следует отнести к классифицирующим признакам, поскольку «я» не равноценно «мы» во множественном числе, а «ты» – «вы».
  2. Слово «себя» относят к типу возвратных. Оно не имеет формы И. п., не меняется по числам.
  3. Местоимения, используемые в вопросительных предложениях, называют вопросительными: Кто там пришел? Какой сегодня праздник? Который из вас начальник? Среди них выделяют лексемы «кто» и «что», которые используются в системе падежных вопросов. Они не образуют числовых противопоставлений. Глаголы координируются с лексемой «кто» в форме мужского рода, а с лексемой «что» - среднего: Кто положил ножницы в ящик? Что случилось на улице?
  4. Местоимения, выступающие в роли средств связи частей сложноподчиненных предложений, называются относительными: Подай мне яблоко, что лежит на столе. Я давно не видел соседа, который жил в доме напротив.
  5. На неопределенное лицо, признак, количество указывает такой класс, как неопределенное: Кто-то разговаривает за стеной. Могу я взять что-нибудь отсюда? Ты какой-то невеселый. Кое-что я все-таки понял.
  6. От вопросительных образуются и такие местоимения, которые содержат указание на отсутствие признаков: В комнате никого. Никто не хотел туда идти. Некому сегодня дежурить. Ни у кого он не спрашивал разрешения. Никакая радость не могла его тронуть.
  7. Собственно дейктическую функцию имеют указательные местоимения: Возьми это яблоко. Те дома построили недавно. Это такие условия, от которых нельзя отказаться. Эти лексемы способны к изменению в формах рода, числа и падежа.
  8. Указание на свойства и признаки предметов речи содержит определительный класс местоимений: Все здесь изменилось. Каждый должен трудиться. Наступят иные времена. Всякий труд почетен. Как и предыдущие лексемы, они способны к изменению по образцу прилагательных.
  9. Притяжательные: Это мое место. Возьми его портфель. Это наши работы. Наряду с атрибутивным словоизменением им присущи и неизменяемые (застывшие) формы: У его родственников была свадьба. Ее платье из нового магазина. Их ребенок пойдет в первый класс.

Другая типология основана на общности морфологических признаков местоимений. В соответствии с ней выделяют:

  1. Местоименные существительные, обладающие признаками, сближающими эти слова с субстантивами: Ты меня не ценишь. Кто взял мой карандаш? Кто-нибудь будет кофе?
  2. Местоименные прилагательные: Какой-то человек приходил сюда вчера. Никакие доводы не могли его убедить. Этот гость вел себя странно. Каждый день одно и то же.
  3. Местоименные числительные: Сколько здесь цветов? Несколько человек поехали на конкурс.

Роль местоимения в общении

В речи местоимения выполняют ряд важных функций:

  1. Дейктическую, указывая на предмет речи и помогая избегать ненужных повторов: На столе лежала книга. Она была старая, потрепанная. На книге примостился кот. Он дремал.
  2. Выделительно-ограничительную, позволяющую говорящему конкретизировать свою мысль: Я говорю про тот случай, который имел место в прошлом году. Каждый должен это сделать.
  3. Грамматическую: использование в качестве средств связи в сложном предложении. С помощью местоимений присоединяются придаточные определительные: Я не знаю такое место, в котором я бы мог быть счастлив. Также местоимения служат средством грамматической связи в бессоюзном сложном предложении: Я уже видел этого человека: он приходил сюда пару дней назад. С личными местоимениями связана категория глагольного спряжения: я хочу, ты хочешь, они хотят.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot