Особенности индивидуально-авторской пунктуации в виртуальном общении
Виртуальное общение как особая форма коммуникации характеризуется не только специфическими особенностями синтаксиса и лексики, но и возникновением новых принципов графического оформления письменных сообщений. В частности, изменяется пунктуация, претерпевающая изменения в сторону индивидуализации.
Индивидуально-авторская пунктуация – понятие, возникшее в научном обиходе как средство для обозначения общей тенденции к пунктуационному оформлению высказываний в соответствии с замыслом автора сообщения, а не по традиционным правилам русского правописания.
В эпоху виртуального общения понятие индивидуально-авторской пунктуации расширилось: в настоящее время она выступает как маркер авторского стиля, признак индивидуальной речевой манеры, проявляющейся в использовании небуквенных графических символов в качестве интонационно-смысловых и экспрессивно-выразительных средств.
Особенно современной пунктуационной системы виртуального общения состоят в следующем:
- Вариативность пунктуационной нормы, в соответствии с которой пишущий использует пунктуационные знаки.
- Смещение традиционных пунктуационных знаков на периферию графической системы.
- Появление новых пунктуационных знаков (в том числе и их сочетаний) для реализации различных коммуникативных намерений пишущего в рамках экспрессивной коммуникации.
- Активное «пунктуационное творчество», проявляющееся в возникновении новых пунктуационных знаков-символов, включающих буквенные и небуквенные обозначения.
Новые пунктуационные знаки и их функционирование в интернет-коммуникации
Система пунктуационных символов в интернет-коммуникации, переписке в мессенджерах пополнилась новыми знаками:
- Сочетание двоеточия, круглых скобок или точки с запятой для изображения «смайликов». Например: «: )» (улыбка) или «; )» (передает значение «подмигивание»).
- Дефис в сочетании со скобками и двоеточием. Например: «: - )» или «: - (« как формы выражения эмоций («радость» или «грусть»).
- Сочетание «:-О)» со значением «удивление», «:-Е)» со значением «дерзкий ответ», а также «:-Р)» («дразниться»).
- Сочетание «двоеточие - тире - астерикс» со значением «поцелуй».
- Сочетание «=)» как маркер усталости пишущего.
- Сочетание «:->» с семантикой насмешки или иронии над собеседником или содержанием сообщения.
- Сочетание «:-\» с семантикой нерешительности или удивления.
Это далеко не полный перечень новых пунктуационных символов, которые выполняют в виртуальной переписке несколько функций:
- Маркируют границы смысловых отрезков сообщения.
- Передают отношение пишущего к тому, что он сообщает.
- Выступают средством привлечения внимания собеседника к предмету речи.
- Служат заместителями текстовых элементов, придавая высказыванию большую смысловую глубину.
- Трансформируют систему пунктуационных знаков, сближая ее по функции в предложении с лексическими элементами, выполняющими самостоятельную смысловую нагрузку.
Все эти особенности современной пунктуационной системы виртуального общения «расшатывают» традиционные правила применения пунктуационных символов в процессе общения в Интернете. Знак препинания начинает восприниматься как способ креативного оформления текста, зависящий не от языковой традиции или правил, установленных нормами письменной речи, а от воли пишущего, его замысла или особенностей авторского стиля. Отсюда – появление новых правил пунктуационного оформления высказываний:
- Использование многоточия или смайла для обозначения границы фрагмента.
- Применение вместо запятых внутри сообщения таких разделителей, как скобка, смайл, слеш, а также удлиненный пробел.
- Игнорирование знаков препинания, использование для разделения фрагментов сообщения парцелляции, переноса строк.
- Маркировка отдельных фрагментов текста скобками, знаком астерикс (звездочка) вместо привычных кавычек.
Особенности пунктуации в виртуальном общении свидетельствуют об активизации процессов речевого творчества в современной интернет-коммуникации, которая находится в состоянии постоянного развития, изменения, эксперимента с формой. На становление ситуативных норм пунктуации в интернет-общении также большое влияние оказывают процессы взаимодействия кириллицы и латиницы, появление гибридных (словесно-графических) номинаций (электронные адреса, гиперссылки), которые начинают восприниматься как самостоятельные единицы речевой коммуникации.
Указанные особенности пунктуации в виртуальном общении оказывают влиянием на формирование пунктуационных навыков у подрастающего поколения. С одной стороны, школьник усваивает литературную норму правописания. С другой – большое количество текстов интернет-дискурса и собственная речевая практика в виртуальном общении стимулируют его использовать в качестве приоритетной системы пунктуационных знаков ту, которая стихийно формируется в виртуальном письменном общении. Это, в свою очередь, объясняет определенные трудности, связанные с процессами овладения пунктуационными нормами, а также показывает, что школьнику необходимо разъяснять коммуникативную функцию знаков препинания, заложенную в русской пунктуации, раскрывать роль знаков препинания в интонационно-смысловом и структурном членении предложения для формирования устойчивых навыков выбора нормативной пунктуации в письменной речи.