Теория языкознания: сущность дисциплины
В основе теоретического языкознания лежат вопросы, связанные с изучением языка как средства познания и общения. В частности, предметом его являются следующие вопросы:
- Определение сущности языка как лингвистического феномена.
- Установление соотношения между языком и речью.
- Вопросы, связанные с происхождением языка и поиском закономерностей его развития.
- Проблемы соотношения языка и мышления, языка и сознания.
- Общественная сущность языка.
- Аспекты построения типологии и классификации языковых систем мира.
- Разработка методологической базы лингвистических исследований.
Сам термин «теория языка» понимается в двух аспектах:
- Лингвистическое учение, синоним языкознания – отрасли, изучающей язык и связанные с ним явления.
- Учебная дисциплина, направленная на знакомство филологов с наиболее общими теоретическими вопросами изучения языка как феномена.
Объектом теории языка является, как уже отмечалось, язык, но не конкретный этнический, а язык как универсальная знаковая система словесно-грамматической природы, основной функцией которой является обмен информацией в процессе познания и трудовой деятельности.
Основными задачами теоретического языкознания как отрасли науки являются:
- Построение единой теории описания всего многообразия языков.
- Выявление сущностных, типологических черт, присущих этническим языкам.
- Открытие закономерностей языкового развития.
Теоретическое языкознание связано со многими дисциплинами. Наиболее общие связи наблюдаются с философией, более частные – с историей, антропологией, этнографией, семиотикой, математикой и логикой.
Методологической базой теоретическое языкознание выступает для всех филологических дисциплин, которые основываются на его изысканиях. Они касаются изучения уровней языковой системы и их единиц, социолингвистических факторов развития языка, вопросов культуры речи и функционального варьирования речевых средств и проч.
Основы теории языка
Современное теоретическое языкознание основывается на следующих представлениях о языке:
- Понимание языка как системно-знакового образования. Сущность такого подхода заключается в том, что язык понимается как иерархия уровней, каждый из которых образован единицами одного порядка, имеющими сходное значение и выполняющие тождественные функции. Единицы более низких уровней становятся основой образования единиц высших уровней. При этом статус (позиция) языковой единицы определяется ее местом в иерархии языковой системы, а ее значение и функции – противопоставлениями, в которые она вступает с другими единицами. При этом все элементы языковой системы взаимосвязаны и реализуются в речи. Языковой знак – явление, обладающее двуплановостью, наличием формы и содержания. Формально-содержательное единство языкового знака формируется произвольно, но под влиянием исторического развития языка и в ходе общественной речевой практики. Языковой знак является первичным, универсальным и базовым по отношению знакам других семиотических систем (например, искусственных языков) и выступает как основное средство передачи смысла в человеческом обществе.
- Разделение языка и речи. Хотя такое членение применяется для удобства научного изучения, оно имеет под собой реальное практическое основание. Так, язык как системно-структурное образование является результатом лингвистической абстракции, взятой в отвлечении от его конкретной реализации в речевой деятельности и коммуникации. Речь же является конкретной, реализуется в коммуникативном акте, разворачивается во времени как линейная последовательность языковых знаков.
- Учет синхронии и диахронии. Язык может изучаться в двух аспектах. С одной стороны, он предстает как развивающееся явление, поэтому лингвист сосредотачивается на вопросах изменения, трансформации языковой системы. С другой стороны, язык статичен в каждый конкретный период своего развития, и это устойчивое положение позволяет ему выполнять функции аккумуляции социокультурного опыта.
- Представление о взаимовлиянии и различии форм языка и форм мышления. В частности, в современной лингвистике не отождествляются логические и грамматические категории, психологические и языковые аспекты, связанные с изучением звуков, слов, предложений.
- Взгляд на язык как на общественное явление, которое обусловлено историческим развитием человеческого общества и одновременно влияет на это общественное развитие, опосредуя познание, общение, совместную трудовую деятельность.
- Представление о наличии общих закономерностей, лежащих в основе человеческих языков, позволяющее построить их типологию и выявить наиболее существенные черты.
Основные проблемы современного языкознания
В современном теоретическом языкознании по-прежнему существует большое количество научных проблем, которые требуют дальнейшего исследования. К ним относят:
- Проблему происхождения языка.
- Вопросы, связанные с поиском универсальных языковых законов развития.
- Проблема языкового знака как объекта семиотики и его соотношения с единицами других знаковых систем.
- Вопросы влияния языка на мышление человека, его сознание и мировоззрение; отражение через язык специфической языковой картины мира в сознании индивида.
- Проблемы построения классификации языков.
- Вопросы поиска новых методов изучения лингвистических явлений.