Основы морфологии русского языка: разделы, основные понятия
Морфология, являясь составной часть грамматической системы языка, изучает большие совокупности словоформ, которые выражает обобщённое грамматическое значение. По сходству признаков данные словоформы объединяются в крупные системы – лексико-грамматические классы. В традиционной грамматике они получили название частей речи.
Предметом морфологии русского языка является слово, взятое в отвлечении от его конкретного лексического значения и рассматриваемое с позиции его места в грамматической системе языка и соответствующих этому положению признаков.
Основными единицы морфологии как отрасли языкознания, помимо слова в его грамматическом аспекте, также являются:
- Грамматическое значение – это наиболее обобщённое значение словоформ, выражающее их сочетательные возможности (особенности согласования, управления), формообразующие и словоизменительные признаки, а также значимые отличия от других классов словоформ. Например, каждой словоформе в русском языке характерно определённое грамматическое значение: существительному «(о) весне» - значение предметности, ед. ч. П. п., а глаголу «ходит» - действия, реально совершаемого в определённом времени, 3-го л, ед. ч.
- Грамматическая категория – это совокупность дифференциальных признаков, выражающих одно грамматическое значение и противопоставленных другим признакам. Например, категории падежа, числа, рода, времени и проч.
- Парадигма – это совокупность всех форм словоизменения и формообразования, характерных для данного слова в системе русского языка. Например, для лексемы «труд» это будут парадигмы склонения в ед. ч. и мн. ч., а для прилагательного «упорный» - все родовые и числовые парадигмы, а также парадигма кратких форм.
Грамматические категории в зависимости от типа выражаемого ими противопоставления подразделяются на классифицирующие, которые противопоставляют в каком-либо отношении друг другу отдельные слова (например, «дом» - «парта» - родовые различия), и словоизменительные, которые противопоставляют формы слов (дом – дома).
Морфология русского языка как отрасль лингвистики решает следующие задачи:
- Поиск критериев объединения словоформ в лексемы. Например, дискуссионным остаётся вопрос о статусе причастий и деепричастий. Одни ученые признает их атрибутивными глагольными формами и рассматривают как словоформы, восходящие к глагольной лексеме. Другие же считают их самостоятельными в грамматическом плане.
- Установление собственно грамматической части значения слова в отвлечении от лексического или словообразовательного значения. Этот вопрос является важным, например, для решения проблемы глагольного вида в русском языке. Известно, что лишь часть русских глаголов способна к регулярному образованию видовых пар, на основании чего отдельные лингвисты понимают видообразование как отношения образования новых слов, а не как словоизменение.
- Изучает грамматические категории, их состав и формальные средства выражения.
Основными разделами морфологии являются:
- Раздел, касающийся изучения частей речи как особых лексико-грамматических классов.
- Раздел, касающийся морфологических норм и их использования в речевой практике.
Морфологические нормы и культура речи
Морфологические нормы – это система требований, отражающая правила образования форм слов и особенности словоизменения в русском языке.
Морфологические нормы многообразны и присущи каждому лексико-грамматическому классу. Однако большая их часть усваивается стихийно, в процессе овладения языком в раннем детстве. Однако существуют особые классы морфологических норм, которые представляют наибольшие трудности для говорящего или пишущего в силу их нетипового характера, несоответствия регулярным моделям системы.
- Нормы образования существительных м. р. с вариативными окончаниями –а/-я. Часть подобных слов имеет окончание –а (докторА, профессорА, директорА, учитлЯ), часть – ы (офицерЫ, тренерЫ, шофёрЫ).
- Нормы образования форм Р.п. мн.ч., где существую вариативные окончания. Большинство таких случаев необходимо запомнить, например, пакет помидорОВ, апельсинОВ, мандаринОВ, но яблокØ, сливØ; история осетинØ, болгарØ, но французОВ, немцЕВ; пара блюдецØ, зеркалецØ, щупалецØ, касание пальцЕВ, выводить птенцОВ.
- Нормы образования сравнительной и превосходной степени, предполагающие недопущение смешения простой и составной форм: более высокий / выше (нельзя: более выше!).
- Нормы склонения числительных: двухсот пятидесяти пяти (склоняются все слова и обе части сложных слов), в тысяча пятьсот сорок восьмом году (склоняется только последнее слово); употребления собирательных числительных: двое мальчиков (медвежат, саней, брюк), но! две девочки (летчицы, тетрадки, конфетки).
- Нормы образования глагольных форм: поезжайте (от «ехать»), поскользнуться, насмехаться; обгрызенный (не «обгрызать»).
- Нормы, касающиеся употребления местоимений: их дом (не «ихний»), пойти к нему (с буквой Н), но! предлагать ему (без буквы Н).
Знание морфологии, её категорий и норм позволяет овладеть системой русского языка на уровне его носителя.