Онлайн-поздравление как фатический речевой жанр
Поздравление является одним из основных фатических жанров, которые функционируют в сфере этикеткой коммуникации и обеспечивают соблюдение контактоустанавливающих функции общения.
Изначально поздравление выступало как риторический жанр публицистического стиля и функционировало в основном в устном дискурсе. Однако со временем жанр поздравления стал употребляться и в письменной коммуникации, приобретая собственные формальные и содержательно-речевые особенности.
С развитием онлайн-дискурса появились онлайн-поздравление, которые выступают в различных разновидностях: как письменные поздравления в мессенджерах и чатах, как видеопоздравления, как записи в блогах и проч.
Онлайн-поздравление представляет собой жанр этикетной коммуникации в Интернете, который функционирует в качестве фатического компонента виртуальной коммуникации.
Цель жанра онлайн-поздравления состоит в выражении внимания и уважения к собеседнику, в соблюдении ритуалов коммуникации, которые связаны с традиционными праздниками нации, а также со значимыми событиями в жизни самого адресата.
Онлайн-поздравление позволяет осуществить фатическую коммуникацию при отсутствии непосредственного контакта между собеседниками. Поэтому онлайн-поздравление востребовано в современном интернет-дискурсе.
Образ адресанта в онлайн-поздравлении формируется на основании используемых им коммуникативных тактик и стратегий. Как правило, автор поздравления выпадает заинтересованность в поддержании контакта, используя речевые стратегии поздравления, пожелания.
Поздравление как речевой жанр предполагает коммуникативную модель, основанную на знании о торжественном событии, участником которого является собеседник, и стремлении выразить свою солидарность с ним посредством этикетных формул общения.
В онлайн-пространстве поздравление как речевой жанр характеризуется противоречивостью авторского образа. С одной стороны, онлайн-поздравление максимально деперсонифицировано. Так, в качестве поздравительных текстов часто используются готовые открытки, шаблоны, картинки, которые потенциально адресованы любому участнику коммуникации. С другой стороны, автор стремится индивидуализировать поздравление, закрепить за картинкой или открыткой собственный текст, в котором выпадает субъективное отношение к адресату. Сочетание этих стратегий объясняет особенности жанра онлайн-поздравления, которые проявляются одновременно в уникальности, неповторимости и массовости.
Речевые параметры онлайн-поздравления как жанра
Поскольку в жанре поздравления важны и интенции адресата – определенные коммуникативные ожидания, которые соответствуют природе жанра, – автор стремится к максимально устоявшимся, типизированным формам общения. Речевая фатика требует употребления следующих речевых средств:
- Глаголов-перформативов: поздравляю, желаю.
- Слов с абстрактной семантикой в значении пожеланий: счастья, здоровья, благополучия и проч.
- Восклицательных предложений, выражающих речевую экспрессию автора, а также побудительных предложений: Будьте счастливы (здоровы, успешны). Пусть все у вас будет хорошо. Пусть сбудутся все ваши мечты.
- Обращений, в том числе и неформальных, с использованием уменьшительно-ласкательных номинаций.
- Эпитетов (дорогой, любимый, милый) при обращении, а также гипербол и метафор. Например: поздравляю от всей души, успехов во всех начинаниях, нескончаемой радости, море позитива, счастья через край и проч.
- Графических символов для дополнительного выражения смыслового содержания.
Жанр онлайн-поздравления в видеоформате отличается от письменного поздравления, прежде всего, устной формой бытования. Поэтому особую роль здесь играют просодические элементы: торжественная и доверительная интонация, восходящий тон, четкая и внятная дикция. Устное поздравление как жанр требует использования паралингвистических элементов как составной части этикетной коммуникации. Так, поздравление обычно произносится с улыбкой, открытой жестикуляцией, доброжелательным взглядом. Говорящий показывает, что он расположен к собеседнику и готов к продолжению коммуникации. При этом в онлайн-поздравлении момент фактической записи поздравительной речи и ее трансляции (просмотра) не совпадают. Между ним есть временной зазор, который нивелируется за счет создания автором сообщения эффекта присутствия. Выражая заинтересованность в адресатах, автор обращения использует неформальные номинации, использует местоимение «мы» как маркер единства и другие инструменты и тактики коммуникации, имитирующей межличностное общение.
Различные виды онлайн-поздравлений, существующие в дискурсе современного Интернета, используются как этикетные формы коммуникации и обеспечивают фактическую коммуникацию в социальном общении.