Сущность и виды контроля
Контроль является необходимым элементом обучения и включает три аспекта:
- Определение уровня обученности, выявление образовательного результата в соответствии с нормами и критериями эффективности работы.
- Измерение выявленного результата и перевод его в определенную метрическую шкалу.
- Оценивание как итог проверки уровня обученности, в ходе которого определяются качественные и количественные показатели уровня освоения той или иной дидактической единицы. Оценка выступает частной реализацией процесса оценивания и включает как устную словесную оценку деятельности ученика (похвала, замечание), так и отметку - выраженную в числовом отношении обобщенную характеристику знаний и степени владения навыками.
Задачи, которые реализуются с помощью контроля на уроках, многообразны:
- Диагностика уровня обученности, выявление текущих проблем и пробелов в знаниях.
- Собственно контроль освоения образовательных результатов.
- Стимулирование учеников к овладению более эффективными и качественными способами учебной деятельности.
- Воспитание адекватной самооценки за счёт осознания своих достижений и недочётов.
В зависимости от реализуемой функции выделяют различные разновидности контроля:
- Предварительная оценка уровня обученности.
- Текущая проверка, выполняющая в основном диагностическую и обучающую задачи и помогающая выявить пробелы в знаниях на этапе усвоения темы.
- Повторное измерение образовательных результатов, направленное на актуализацию и закрепление знаний.
- Периодическое оценивание результатов обучения проводится систематически в ходе изучения большого раздела или темы (например, раз в четверть).
- Итоговое оценивание направлено на выявление результатов обучения за определенный период (например, за курс класса или основной школы).
В зависимости от того, какие составляющие обученности проверяются, можно выделить:
- Проверку качества теоретической и практической предметной подготовки.
- Выявление уровня сформированности метапредметных результатов, а также универсальных учебных действий и навыков.
- Изучение и описание воспитательных результатов обучения.
Наиболее достоверными результатами обладает первый вид проверки, два других отличаются тем, что их сложно выявить с помощью традиционных форм контроля. К последним относятся:
- Различные виды устного индивидуального и группового опроса (рассказ ученика или фронтальная работа).
- Письменный контроль, нацеленный на выявление сформированности учебно-языковых умений, умений в области правописания, а также речевых навыков
Методической проблемой при организации контроля является поиск наиболее эффективных способов оценивания, а также повышение объективности оценивания.
Новые образовательные потребности формируют запрос на новые формы контроля, позволяющие проверить не только количественные, но и качественные показатели обученности.
Нетрадиционные методы контроля на уроках русского языка
Понятие нетрадиционных методов контроля связано с представлениями о педагогических инновациях в процессе проверки и оценки.
Нетрадиционный характер контроля может проявляется в создании новых учебных условий, стимулировании переноса имеющихся способов действия в нестандартные ситуации, в использовании новых форм контроля.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Создание новых учебных условий предполагает, что ученики знакомятся с нестандартной учебной ситуацией. Например, учитель ставит их в позицию педагога и предлагает самостоятельно составить контрольно-измерительные материалы по теме. Качество выполнения данной работы отражает уровень понимания темы и степень знакомства с ней.
Перенос способов действий в новую ситуацию помогает увидеть, насколько прочно сформированы универсальные действия, как ученик использует полученные знания для решения практических задач. Например, в ходе изучения орфограмм учитель использует не традиционные диктанты или тестирование, а предлагает задания, связанные с корректурой текста, проверкой работ одноклассников, поиском ошибок в текстах рекламных сообщений, вывесок и проч.
Использование новых форм контроля помогает внести разнообразие в процедуру его проведения и стимулировать интерес учеников. Особенностью нетрадиционных форм контроля является то, что они обычно не осознаются учениками как контролирующие. Это могут быть следующие виды заданий:
- Учебно-деловая игра.
- Тематическая дискуссия.
- Круглый стол или конференция.
- Подготовка индивидуальных и групповых проектов.
- Решение и самостоятельное составление кроссвордов, ребусов, загадок, шарад по теме.
- Задания соревновательного характера (орфографическая дуэль, грамматический турнир, языковой баттл и прочее).
При использовании нетрадиционных форм контроля педагогу необходимо помнить, что данные способы не имеют подтвержденной и надёжной системы выявления качества обученности, поэтому их надо сочетать с традиционными формами контроля для объективности.