Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нетрадиционные методы контроля на уроках русского языка

Сущность и виды контроля

Контроль является необходимым элементом обучения и включает три аспекта:

  1. Определение уровня обученности, выявление образовательного результата в соответствии с нормами и критериями эффективности работы.
  2. Измерение выявленного результата и перевод его в определенную метрическую шкалу.
  3. Оценивание как итог проверки уровня обученности, в ходе которого определяются качественные и количественные показатели уровня освоения той или иной дидактической единицы. Оценка выступает частной реализацией процесса оценивания и включает как устную словесную оценку деятельности ученика (похвала, замечание), так и отметку - выраженную в числовом отношении обобщенную характеристику знаний и степени владения навыками.

Задачи, которые реализуются с помощью контроля на уроках, многообразны:

  1. Диагностика уровня обученности, выявление текущих проблем и пробелов в знаниях.
  2. Собственно контроль освоения образовательных результатов.
  3. Стимулирование учеников к овладению более эффективными и качественными способами учебной деятельности.
  4. Воспитание адекватной самооценки за счёт осознания своих достижений и недочётов.

В зависимости от реализуемой функции выделяют различные разновидности контроля:

  • Предварительная оценка уровня обученности.
  • Текущая проверка, выполняющая в основном диагностическую и обучающую задачи и помогающая выявить пробелы в знаниях на этапе усвоения темы.
  • Повторное измерение образовательных результатов, направленное на актуализацию и закрепление знаний.
  • Периодическое оценивание результатов обучения проводится систематически в ходе изучения большого раздела или темы (например, раз в четверть).
  • Итоговое оценивание направлено на выявление результатов обучения за определенный период (например, за курс класса или основной школы).

В зависимости от того, какие составляющие обученности проверяются, можно выделить:

  1. Проверку качества теоретической и практической предметной подготовки.
  2. Выявление уровня сформированности метапредметных результатов, а также универсальных учебных действий и навыков.
  3. Изучение и описание воспитательных результатов обучения.

Наиболее достоверными результатами обладает первый вид проверки, два других отличаются тем, что их сложно выявить с помощью традиционных форм контроля. К последним относятся:

«Нетрадиционные методы контроля на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Различные виды устного индивидуального и группового опроса (рассказ ученика или фронтальная работа).
  2. Письменный контроль, нацеленный на выявление сформированности учебно-языковых умений, умений в области правописания, а также речевых навыков

Методической проблемой при организации контроля является поиск наиболее эффективных способов оценивания, а также повышение объективности оценивания.

Новые образовательные потребности формируют запрос на новые формы контроля, позволяющие проверить не только количественные, но и качественные показатели обученности.

Нетрадиционные методы контроля на уроках русского языка

Понятие нетрадиционных методов контроля связано с представлениями о педагогических инновациях в процессе проверки и оценки.

Определение 1

Нетрадиционный характер контроля может проявляется в создании новых учебных условий, стимулировании переноса имеющихся способов действия в нестандартные ситуации, в использовании новых форм контроля.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Создание новых учебных условий предполагает, что ученики знакомятся с нестандартной учебной ситуацией. Например, учитель ставит их в позицию педагога и предлагает самостоятельно составить контрольно-измерительные материалы по теме. Качество выполнения данной работы отражает уровень понимания темы и степень знакомства с ней.

Перенос способов действий в новую ситуацию помогает увидеть, насколько прочно сформированы универсальные действия, как ученик использует полученные знания для решения практических задач. Например, в ходе изучения орфограмм учитель использует не традиционные диктанты или тестирование, а предлагает задания, связанные с корректурой текста, проверкой работ одноклассников, поиском ошибок в текстах рекламных сообщений, вывесок и проч.

Использование новых форм контроля помогает внести разнообразие в процедуру его проведения и стимулировать интерес учеников. Особенностью нетрадиционных форм контроля является то, что они обычно не осознаются учениками как контролирующие. Это могут быть следующие виды заданий:

  • Учебно-деловая игра.
  • Тематическая дискуссия.
  • Круглый стол или конференция.
  • Подготовка индивидуальных и групповых проектов.
  • Решение и самостоятельное составление кроссвордов, ребусов, загадок, шарад по теме.
  • Задания соревновательного характера (орфографическая дуэль, грамматический турнир, языковой баттл и прочее).

При использовании нетрадиционных форм контроля педагогу необходимо помнить, что данные способы не имеют подтвержденной и надёжной системы выявления качества обученности, поэтому их надо сочетать с традиционными формами контроля для объективности.

Дата последнего обновления статьи: 10.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot