Общая характеристика риторики
Термин «риторика» в современной филологии употребляется в двух аспектах:
- Научно-учебная дисциплина, предметом которой является искусство правильной и выразительной речи.
- Ораторское искусство, мастерство красноречия.
Риторика зародилась в античности как совокупность практических приёмов ведения спора и техник речевых манипуляций собеседником (софистика), а также как часть общественно-политического красноречия. В средние века развивалась преимущественно церковная риторика, были заложены основы гомилетики – церковной проповеди. С XVI в. начинается активное развитие светской риторики: политического, судебного, академического и социально-бытового видов красноречия.
В период Нового времени формируется национальный риторический идеал.
Риторический идеал – это совокупность языковых, эстетических и этических требований к эталонным способам организации речи, принятым в обществе на данном этапе исторического развития.
Современная риторика занимается вопросами:
- изучения наиболее общих закономерностей общения и коммуникативных тактик в разных речевых ситуациях (общая риторика);
- практических техник эффективной речи в разных сферах общения (частная риторика).
В классической риторике выделяют пять разделов, отражающих логику подготовки оратора к публичному выступлению: инвенцию, диспозицию, элокуцию, меморию и акцию.
Данные разделы соответствуют следующим этапам решения коммуникативных задач при подготовке речевого высказывания:
- поиск предмета речи (о чём оратор будет говорить), определение круга фактов и аргументов, которые используются в выступлении;
- композиционное оформление высказывания;
- отбор языковых средств, адекватных предмету речи и речевой ситуации в целом;
- запоминание плана речи, её содержания;
- подготовка к выступлению и произнесение речи перед аудиторией.
Соответственно риторика охватывает все аспекты речевого высказывания от коммуникативной интенции (намерения) адресанта до её реализации.
Необходимость риторики в развитии языковой личности
Речевая деятельность, которая осуществляется в четырёх видах (говорение/слушание, чтение/письмо), является основой для формирования коммуникативной компетенции индивида – способности использовать язык как средство познания и эффективного общения.
Развитие всех видов речевой деятельности влечет за собой и языковое развитие личности.
Под языковой личностью следует понимать человека как субъекта речевой деятельности, способного к пониманию, воспроизведению и созданию текстов (высказываний) разного уровня сложности и структуры в зависимости от целей и условий общения.
Вклад риторики в совершенствование языковой личности заключается в следующем:
- Развитие навыков речевого целеполагания и планирования (какие цели адресант желает достичь в общении и какими средствами).
- Формирование умения прогнозировать содержание и результаты речевой деятельности.
- Обогащение словарного запаса, расширение представлений о выразительных возможностях языка за счёт включения в неё тропов (лексических средств изобразительности), фразеологизмов, афористических сочетаний;
- Расширение диапазона используемых синтаксических конструкций за счет возможностей языковой синонимии, фигур речи (выразительных возможностей синтаксиса).
- Воспитание культуры использования невербальных средств общения (жестов, мимики, пантомимики) в коммуникации.
- Развитие навыков оценки собственного высказывания с точки зрения его правильности, коммуникативной эффективности, соответствия эстетическим и этическим нормам общения.
Необходимость риторики в профессиональной деятельности
Речевое мастерство является одной из составляющих общекультурных компетенций современного профессионала. Поскольку человечество перешло в фазу постиндустриального информационного общества, главным содержанием деятельности стали процессы, связанные с поиском, переработкой и обменом разными видами информации. Это требует от профессионала умений и навыков свободной ориентации в информационном поле, быстрого анализа сведений и их преобразования для использования в целях общения.
Особое значение имеет риторика в профессиях типа «человек-человек», связанных с непосредственным взаимодействием индивидов: педагогика и психология, менеджмент, судебное право, здравоохранение, культура и развлечения, масс-медиа, PR –индустрия. Предметные области «Риторика и культура речи» как необходимый компонент в обучении специалистов данных отраслей включены в учебные планы средних и высших учебных заведений.
Умение и навыки эффективной коммуникации повышают востребованность специалиста на рынке труда и облегчают как трудоустройство (на этапе собеседований и кадровых интервью), так и последующую профессиональную деятельность (деловое общение, переписка, установление контактов).
Роль риторики в общественной жизни и повседневном общении
Большинство современных стран пошли по демократическому пути развития, предполагающему формирования гражданского общества и его институтов.
Существование гражданского общества невозможно без гласности, развития СМИ, публичного обсуждения общественно-значимых вопросов и проблем, информационной открытости власти. Гражданская коммуникация невозможна без умения выразить свою мысль, грамотно и объективно его аргументировать, соблюдать этические нормы взаимодействия с оппонентом, избегать речевой грубости и бестактности.
В повседневной коммуникации роль риторики возрастает в ситуациях ритуализированных форм общения (приветствия, поздравительные речи, тосты, комплименты), а также в тех случаях, когда адресант хочет произвести положительное впечатление на собеседников (знакомство с представителем противоположного пола, общение с друзьями или родственниками). Риторика повседневного общения рассматривает вопросы эффективной бытовой коммуникации, удовлетворенности общением, избегания манипулятивных техник и приёмов взаимодействия, речевой агрессии.
Роль риторики в современном информационном обществе возрастает, изменяется её понимание. Из ораторского искусства современная риторика превращается в инструмент эффективного использования языка для реализации целей общения, а также в средство развития и воспитания личности.