Московская лингвистическая школа
К периоду, охватывающему последние три десятилетия XIX века, относится формирование и развитие Московской лингвистической школы, получившей свое название по Московскому университету, в котором преподавал ее основоположник Ф. Ф. Фортунатов. Иногда это направление также называют формальным, так как в основу исследований языка лингвисты, принадлежавшие к этой школе, положили исключительно реальные лингвистические факты. В период расцвета в школу входили такие известные языковеды, как А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, М. М. Покровский, Д. Н. Ушаков и другие.
Ученики Фортунатова оставили вклад в различных областях языкознания, в их числе:
- исследования в области праславянского языка, его фонетики, акцентологии, морфологии и лексикологии;
- разработки в области русской диалектологии;
- основы учения о семасиологии, связанные с трудами м. м. покровского и его последователей;
- решение практических вопросов, связанных с языковой нормализацией, реформой правописания.
Благодаря лингвистам Московской школы была создана теоретическая грамматика на базе изучения реальных фактов языка, систематизированы данные в области сравнительного изучения грамматических систем индоевропейских языков, введено в научный оборот современное понимание морфологии, изучена история праславянского языка.
Вклад Ф. Ф. Фортунатова и его учеников в развитие идей Московской школы
Основоположник школы Ф. Ф. Фортунатов не оставил обобщающего труда, в котором бы систематизировал свои лингвистические взгляды. Поэтому анализ его концепции языка проводится на основе лекций, прочитанных им студентам Московского университета. Так, Фортунатов опирался на представление о языке как о предмете лингвистики. При этом язык ученый понимал не в его конкретно-исторической или национальной реализации, а как универсальную знаковую систему, в которой выделял две части:
- Грамматику, изучающую формы слов.
- Лексикологию, изучающую собственно слова.
Частным разделом языкознания, который исследует историю значений, Фортунатов считал семасиологию, а под фонетикой понимал историю звуковой системы языка.
Фортунатов также пришел к идее разграничения языка и речи и представлению о системном строении языка, поэтому, по мнению ученого, изолированное изучение отдельных языковых единиц без учета тех связей и отношений, в которые они вступают с другими единицами, является неперспективным.
Весом вклад Фортунатова и в разработку проблем теоретической лингвистики:
- Он изучал соотношение языка и мышления, отмечая, что язык является частью мыслительных (психических) процессов человека. Например, звук речи – не просто факт языка, ему сопутствуют также определенные психофизиологические ощущения, которые связаны со слуховыми, двигательными представлениями. Также и слова, вернее, их значения имеют знаковую природу, в которой сочетаются индивидуально-психическое и материальное.
- Фортунатов занимался сравнительным языкознанием, усовершенствовал методику компаративистики.
- Ученый отмечал связь, существующую между языком и явлениями общественной жизни. Так, причины разделения языка на группы, подгруппы Фортунатов усматривал в усложнении структуры общества. При этом ученый отмечал, что наряду с дифференциацией диалектов идет и обратный процесс – интеграция, конвергенция, благодаря которой различия сглаживаются, возникает язык этнической общности.
- В области исторического языкознания Фортунатову принадлежит заслуга открытия в области индоевропейской фонетической и грамматической систем. Также он занимался изучением истории акцентологии, выделив два типа ударения в индоевропейском языке-основе: акутовое и циркумфлексное. Также лингвисту принадлежит заслуга открытия закона передвижения ударения к концу слова, объясняющего различия в литовско-славянской акцентологической системе.
- Ученый также является автором собственной грамматической концепции, согласно которой существуют формы словообразования и формы словоизменения. Эта концепция должна была стать основой для создания новой типологии частей речи, которая бы основывалась на морфологических свойствах языка.
- Морфологический принцип также положен Фортунатовым в основу классификации мировых языковых, среди которых он выделял языки флективного типа, агглютинативные языки (в них аффикс одновременно выступает как слово), а также корневые (безаффиксные) и полисинтетические (для которых характерно существование слов-предложений).
Труды Фортунатова были дополнены его ученикам и последователями. А. А. Шахматов известен своим значительным вкладом в синтаксическое учение, а также трудами по истории языка, диалектологии, культуре речи. Лингвист разрабатывает учение о словосочетании и предложении. В качестве базового понятия синтаксической теории выступает представление о коммуникативной функции синтаксических конструкций. Предложение Шахматов рассматривает как единицу мышления, которая выражается с помощью формально-грамматических средств языка. Эти идеи были положены в основу коммуникативного синтаксиса в трудах лингвистов XX века.
Идеи Московской школы лингвистики оказались крайне плодотворными для отечественного языкознания и способствовали его дальнейшему развитию.