Межпредметные связи в преподавании русского языка
Представление о межпредметных связях той или иной учебной дисциплины в дидактике носит дискуссионный характер. В частности, методисты задаются вопросом, что следует понимать под межпредметными связями и каковы пути их реализации в практике обучения.
Наиболее распространенное представление о межпредметных связях заключается в следующем: под межпредметными связями понимается взаимное согласование содержания преподаваемых предметных дисциплин, проявляющееся в выборе форм и методов обучения и преследующее образовательно-развивающие и воспитательные задачи.
Учёт межпредметных связей в обучении продиктован нуждами педагогической практики, поскольку без демонстрации взаимообусловленности и единства изучаемых явлений невозможно сформировать у ребёнка научное мировоззрение и развить системность как важнейшее качество мышления.
Современная модель информационно-цифровая модель общества, в котором процессы интеграции знаний играют важнейшую роль, предъявляет новые требования к результатам обучения, которые также должны носить интегративный характер, синтезируя различные умений, навыки и способы деятельности. В стандартах учебных дисциплин закладываются так называемые метапредметные результаты подготовки, предполагающие развитие личности через овладение базовыми способами деятельности, носящими универсальный характер и базирующимися на учёте межпредметных связей.
В преподавании русского языка всегда учитывался комплексный характер его роли в развитии личности ребёнка. Ведь русский язык является не только и не столько учебной дисциплиной, сколько универсальным средством познания и общения. От уровня языковых навыков и владения речью зависит успешность усвоения иных дисциплин, поэтому реализация межпредметных связей в практике языкового образования особенно актуальна.
Межпредметное взаимодействие на уроках русского языка может реализовываться двояко:
- За счёт привлечения в качестве дидактических материалов предметного содержания иных дисциплин: биологии, географии, истории, обществознания, химии, физики. Это возможно при использовании дидактического материала – текстов предметной направленности. Работая с такими текстами и выполняя языковые задания, ученики знакомятся со сведениями, касающимися других научных областей. Так расширяется кругозор и формируется интерес к чтению научно-популярной литературы. Другими способом интеграции иного предметного содержания в урок русского языка является изучение стилей речи, в частности научного стиля. В этом случае учитель привлекает материал различных учебников, и ученики анализируют эти тексты с точки зрения наличия в них стилеобразующих черт и признаков научно-учебного подстиля.
- Путем интеграции предметного содержания разных дисциплин в формате интегрированных уроков, проводимых обычно двумя преподавателями и преследующих двуединую образовательную цель. Организация таких уроков представляет собой трудоёмкий процесс, сложный в методическом плане и требующий от педагогов мастерства и кропотливой предварительной подготовки. В связи с трудоёмкостью подобных форм интеграции в практике преподавания они реализуются нечасто.
Методика интеграции предметного содержания в практике преподавания
Рассмотрим более подробно методические аспекты реализации межпредметных связей на уроках русского языка.
Традиционно русский язык имеет тесные и прочные связи с литературой, объединяясь в одну предметную область – русскую словесность. Реализации межпредметных связей этих дисциплин на уроках способствуют следующие методические приёмы:
- Комплексный анализ текста. Используя данное задание, учитель стимулирует учеников анализировать не только языковое содержание текста, но и его идейно-тематическое и проблемное содержание, выявлять художественно-изобразительные средства, помогающие автору раскрыть идейный замысел.
- Метод проектов. Так, ученики получают возможность изучать своеобразие языка художественных произведений, производить мини-исследования, направленные на анализ конкретных слов или оборотов в творчестве автора и выявление их художественной функции. Например, изучая рассказ И.С. Тургенева «Муму», ученики пятого класса готовят следующие проекты «Поэтика имени в рассказе «Муму», «Устаревшие слова в рассказе и их функция», «Поэтика портрета и пейзажа в рассказе», «Речевая характеристика действующих лиц» и др.
Тесные связи русский язык имеет с предметами гуманитарного и эстетического цикла – историей, обществознанием, музыкой, МХК. Интегрировать содержание этих предметных областей помогают следующие приёмы:
- Подготовка учениками сообщений, касающихся происхождения слов, фразеологических оборотов и тех исторических реалий, с которыми они связаны.
- Организация исследований, особенно в старших классах, касающихся «языка вражды» в современном телекоммуникационном пространстве, и способах противостояния речевой агрессии.
- Написание сочинений по картинам русских художников позволяет привлечь сведения из области живописи, а также актуализировать межпредметные связи с изобразительным искусством.
- Редкая, но интересная форма – рецензия на музыкальные произведения, в том числе и на те, что были созданы по мотивам литературных произведений (например, романсы и песни, оперы и проч.).
Реализация межпредметных связей на уроках русского языка способствует формированию целостной картины мира и многостороннему развитию личности.