Спам-сообщения: понятие и виды
В настоящее время актуальна проблема борьба со спам-сообщениями рекламного характера. При этом специалисты отмечают, что наладить эффективную автоматическую систему фильтрации сообщений невозможно без определения лингвистических особенностей спам-сообщения, а также выделения специфических критериев его разграничения с другими сообщениями.
Спам-сообщение характеризуется как текст навязчивого рекламного характера, который, как правило, содержит предложение товаров и услуг, которые не являются значимыми (релевантными) для адресата.
Ведущая коммуникативная стратегия, используемая в спам-сообщениях, – речевое манипулирование адресатом, которому навязывается определенный тип информации без учета его индивидуальных информационных предпочтений.
В зависимости от типа рекламных сообщений выделяют несколько видов спам-текстов:
- «Личные» спам-сообщения, замаскированные под письмо, содержащее ссылку на предлагаемые товары и услуги. Специфика таких сообщений состоит в том, что они не навязывают какое-то коммерческое предложение. Их цель состоит в том, чтобы заставить адресата перейти по ссылке, содержащейся в письме. Обычно такая ссылка ведет на рекламный сайт. Лингвистическими особенностями «личных» спам-сообщений можно считать непринужденный, доверительный тон, обращение к адресату по имени, на «ты». При этом уровень таких текстов зачастую бывает крайне низок: они изобилуют орфографическими ошибками, а также намеренным искажением правописания. Последний прием, в частности, характерен для спама, так как помогает обойти фильтры.
- «Псевдоличные» сообщения не содержат прямой апелляции к адресату, они написаны в более формальном стиле, нежели «личный» спам. Такие тексты больше напоминают информационные релизы о каких-то мероприятиях, курсах, акциях и проч., хотя и содержат обращение к адресату в виде его логина – имени почтового ящика.
- «Безличный» спам – большая категория неперсонифированной рекламной рассылки, как правило, осуществляемой роботами и содержащей максимально безличную информацию общего характера о предоставляемых услугах или товарах.
Методы создания спам-сообщений: лингвистический аспект
Основные тенденции, определяющие специфику спам-сообщений, характеризуются следующим:
- Создание спам-текста в рамках электронного письма как жанра виртуальной коммуникации.
- Использование языковых приемов создания эффективного рекламного текста.
Жанрообразующими признаками спам-сообщения выступают:
- Наличие анонимного адресанта, который является, по сути, сервисом автоматической рассылки, а не реальным человеком.
- Односторонний характер взаимодействия, выражающийся в использовании субъектно-объектной тактики, когда адресат рассматривается как объект, интересы которого не учитываются.
- Навязчивое предложение нерелевантной для адресата информации.
- Искажение норм орфографии и пунктуации, говорящее о необходимости намеренно видоизменять текст с целью обхода фильтров.
Языковые особенности спам-сообщений определяются тем, что эти тексты генерируются автоматически. Они строятся по принципу создания новых сообщений на основе заданных алгоритмов из набора синонимов, относящихся к определенным семантическим полям. В связи с несовершенством программ автоматической генерации текста в спам-сообщений нередко отмечаются случаи, когда происходит нарушение в согласовании или управлении, употреблении корректных форм личных глаголов. Кроме этого, подбор синонимов также может осуществляться некорректно, что ведет к появлению ошибок, связанных с нарушением лексической сочетаемости.
С точки зрения структуры спам-сообщение воспроизводит традиционную композицию электронного письма, включая тему, тело письма и заключительную подпись. На уровне композиции спам-сообщение подвергается специальным приемам маскировки, чтобы обмануть спам-фильтры программных устройств и дойти до адресата. К таким приемам можно отнести следующие:
- Несоответствие темы письма и его содержания.
- Введение в тело письма небуквенных символов, искажение графического облика слов, использование специального цветового оформления, совпадающего с цветом фона, введение в текст нечитаемых или невидимых символов, использование графических или фрагментарных изображений, приемов перефразирования сообщения за счет чего у письма с одной и той же информацию появляется множество вариантов.
- В заключительной подписи, как правило, не содержится персональная информация об отправителе. В рекламных текстах обычно есть кнопка, использование которой дает возможность отказаться от рассылки, но в спам-сообщениях она либо отсутствует, ибо замаскирована так, что пользователь ее не видит.
Таким образом, лингвистические особенности спам-сообщений, которые используются для их создания и продвижения, дают возможность изучить этот жанр рекламного текста и наладить эффективное противодействие спам-рассылке путем улучшения системы фильтров.