Заголовок и его роль в обучении анализу текста
Текстоцентричный подход в преподавании русского языка предполагает использование текста как основного средства обучения, рассматривая все языковые и речевые категории через призму текста и его категорий.
Важность работы с текстом в преподавании РКИ определяется набором языковых компетенций, которые формируются на его основе. Привлечение текста в качестве дидактического материала не только обогащает словарный запас, обогащает навыки построения синтаксических конструкций, но и способствует формированию чувства стиля, показывает контекстуальную обусловленность языковых единиц и помогает развить навыки восприятия и интерпретации информации.
Текстовый заголовок - один из главных компонентов текста, который представляет собой квинтэссенцию текстового смысла.
Часто заголовок отражает тему текста, способствует более глубокому проникновению в его смысловую структуру, служит средством выражения авторской позиции. Для текстов определенного стиля и жанра (например, для публицистических статей, художественных произведений) заголовок выступает как элемент художественного содержания, являясь средством образной характеристики или выражения оценки.
Многообразие функций заголовка в структуре текста определяет важность его изучения в курсе РКИ при организации систематической работы с текстом.
При изучении русского языка как иностранного заголовок способствует формированию следующих умений:
- Соотносить содержание текста с его заглавием.
- Определять ключевую тему текста на этапе предтекстовой подготовки.
- Предсказывать содержание (тему) текста по заголовку.
- Подбирать заголовок к тексту или нескольким текстам (прозаическим, стихотворным).
- Объяснять смысл заголовка, интерпретировать его с точки зрения выражения основной мысли, авторской позиции, идейного содержания.
- Устанавливать связь заголовка с проблемой текста, авторской позицией.
Методика работы с заголовком в преподавании РКИ
При работе с заголовками учитель использует различные виды заданий, которые соотносятся с основными стратегиями чтения.
На предтекстовой этапе применяются следующие приемы:
- Анализ заголовка с языковой и смысловой точки зрения: определение части речи, формальных характеристик слов в заголовке, а также их значения для передачи смысла. Этот подход особенно важен для анализа публицистических заголовков, в которых часто используются вопросительные конструкции, именительный темы, императивные формы, трансформированные фразеологизмы.
- «Мозговой штурм», направленный на выдвижение гипотез о содержании текста на основании анализа его заголовка.
- Прием аналогии, который направлен на развитие ассоциативного мышления и заключает в том, чтобы подбирать к заголовку слова, фразы, с которыми он соотносится.
На этапе текстовой деятельности работа с заголовком строится следующим образом:
- Проверка гипотез предтекстового этапа, ответ на вопрос, как заголовок связан с темой / идеей текста.
- Выделение ключевых слов, создание плана, соотнесение частей плана и микротем текста с заглавием.
- Самостоятельный подбор заголовков к тексту.
- Соотнесение заголовка с определенным текстом (или его фрагментом).
- Составление вопросов к тексту по предложенному заголовку.
- Восстановление деформированных заголовков, в которых пропущены буквы, части слов, буквы / слова переставлены местами.
- Поиск ошибок в заголовках текстов.
- Историко-культурный или лингвистический комментарий к заголовку, его соотнесение с содержанием текста.
- Интерпретация заголовков, имеющих образное, метафорическое значение.
На этапе посттекстовой деятельности необходимо организовать учебную рефлексию, включающую обобщение и систематизацию представлений о роли заголовков в текстах. Это может коллективное обсуждение проделанной на уроке работы, заполнение таблицы «Типы и функции заголовков текстов на русском языке», а также выбор тем для индивидуальной или групповой проектной работы.
В качестве заданий для самостоятельной работы можно предложить следующие виды упражнений:
- Самостоятельный анализ текста с подбором к нему заглавия.
- Лингвистический анализ заголовка.
- Выполнение исследовательской работы «Заголовки газетных публикаций».
- Мини-проект «Антонимы в названиях произведений русской классики».
- Подготовка доклада «Самые оригинальные (неожиданные) заголовки, которые мне встретились».
Изучение заголовков в процессе работы над текстом не только помогает анализировать компоненты, идейный смысл и строение текста, но и позволяет организовать систематическое наблюдение над языковыми единицами, имеющими коммуникативную функцию и влияющими на восприятие и интерпретацию смысла сообщения. Осознание заголовка как важной части смыслового пространства текста, позволяет сформировать у учеников-инофонов алгоритмы поискового и просмотрового чтения, а также работы со справочным аппаратом изданий (содержанием, оглавлением).