Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика работы с заголовком в преподавании РКИ

Заголовок и его роль в обучении анализу текста

Текстоцентричный подход в преподавании русского языка предполагает использование текста как основного средства обучения, рассматривая все языковые и речевые категории через призму текста и его категорий.

Важность работы с текстом в преподавании РКИ определяется набором языковых компетенций, которые формируются на его основе. Привлечение текста в качестве дидактического материала не только обогащает словарный запас, обогащает навыки построения синтаксических конструкций, но и способствует формированию чувства стиля, показывает контекстуальную обусловленность языковых единиц и помогает развить навыки восприятия и интерпретации информации.

Определение 1

Текстовый заголовок - один из главных компонентов текста, который представляет собой квинтэссенцию текстового смысла.

Часто заголовок отражает тему текста, способствует более глубокому проникновению в его смысловую структуру, служит средством выражения авторской позиции. Для текстов определенного стиля и жанра (например, для публицистических статей, художественных произведений) заголовок выступает как элемент художественного содержания, являясь средством образной характеристики или выражения оценки.

Многообразие функций заголовка в структуре текста определяет важность его изучения в курсе РКИ при организации систематической работы с текстом.

При изучении русского языка как иностранного заголовок способствует формированию следующих умений:

  1. Соотносить содержание текста с его заглавием.
  2. Определять ключевую тему текста на этапе предтекстовой подготовки.
  3. Предсказывать содержание (тему) текста по заголовку.
  4. Подбирать заголовок к тексту или нескольким текстам (прозаическим, стихотворным).
  5. Объяснять смысл заголовка, интерпретировать его с точки зрения выражения основной мысли, авторской позиции, идейного содержания.
  6. Устанавливать связь заголовка с проблемой текста, авторской позицией.
«Методика работы с заголовком в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методика работы с заголовком в преподавании РКИ

При работе с заголовками учитель использует различные виды заданий, которые соотносятся с основными стратегиями чтения.

На предтекстовой этапе применяются следующие приемы:

  1. Анализ заголовка с языковой и смысловой точки зрения: определение части речи, формальных характеристик слов в заголовке, а также их значения для передачи смысла. Этот подход особенно важен для анализа публицистических заголовков, в которых часто используются вопросительные конструкции, именительный темы, императивные формы, трансформированные фразеологизмы.
  2. «Мозговой штурм», направленный на выдвижение гипотез о содержании текста на основании анализа его заголовка.
  3. Прием аналогии, который направлен на развитие ассоциативного мышления и заключает в том, чтобы подбирать к заголовку слова, фразы, с которыми он соотносится.

На этапе текстовой деятельности работа с заголовком строится следующим образом:

  1. Проверка гипотез предтекстового этапа, ответ на вопрос, как заголовок связан с темой / идеей текста.
  2. Выделение ключевых слов, создание плана, соотнесение частей плана и микротем текста с заглавием.
  3. Самостоятельный подбор заголовков к тексту.
  4. Соотнесение заголовка с определенным текстом (или его фрагментом).
  5. Составление вопросов к тексту по предложенному заголовку.
  6. Восстановление деформированных заголовков, в которых пропущены буквы, части слов, буквы / слова переставлены местами.
  7. Поиск ошибок в заголовках текстов.
  8. Историко-культурный или лингвистический комментарий к заголовку, его соотнесение с содержанием текста.
  9. Интерпретация заголовков, имеющих образное, метафорическое значение.

На этапе посттекстовой деятельности необходимо организовать учебную рефлексию, включающую обобщение и систематизацию представлений о роли заголовков в текстах. Это может коллективное обсуждение проделанной на уроке работы, заполнение таблицы «Типы и функции заголовков текстов на русском языке», а также выбор тем для индивидуальной или групповой проектной работы.

В качестве заданий для самостоятельной работы можно предложить следующие виды упражнений:

  1. Самостоятельный анализ текста с подбором к нему заглавия.
  2. Лингвистический анализ заголовка.
  3. Выполнение исследовательской работы «Заголовки газетных публикаций».
  4. Мини-проект «Антонимы в названиях произведений русской классики».
  5. Подготовка доклада «Самые оригинальные (неожиданные) заголовки, которые мне встретились».

Изучение заголовков в процессе работы над текстом не только помогает анализировать компоненты, идейный смысл и строение текста, но и позволяет организовать систематическое наблюдение над языковыми единицами, имеющими коммуникативную функцию и влияющими на восприятие и интерпретацию смысла сообщения. Осознание заголовка как важной части смыслового пространства текста, позволяет сформировать у учеников-инофонов алгоритмы поискового и просмотрового чтения, а также работы со справочным аппаратом изданий (содержанием, оглавлением).

Дата последнего обновления статьи: 22.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot