Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика изучения букв при дислексии

Дислексия: понятие, симптомы

Дислексические нарушения все чаще становятся причиной неуспеваемости современных детей в школе. Ребенок-дислексик испытывает трудности с чтением и запоминанием прочитанной информации, демонстрирует стойкие ошибки в правописании, в старших классах к этому прибавляются трудности с запоминанием формул, химических знаков и других знаково-символических элементов.

Определение 1

Дислексия – специфический вид нарушения репродуктивной речевой деятельности, который проявляется в трудностях овладения чтением.

Симптомы дислексии следующие:

  1. Низкое качество и скорость чтения даже в достаточно взрослом возрасте.
  2. Частые ошибки при чтении, связанные с тем, что читающий пропускает те или иные буквы, а также смешивает буквы, переставляет местами слоги, не прочитывает окончания слов.
  3. «Угадывающее чтение»: читающий пытается по началу слова угадать его продолжение.
  4. Трудности с запоминанием и воспроизведением прочитанной информации.
  5. Проблемы при овладении письмом: неряшливый почерк, пропуск и смешение графем, затруднения в овладении правилами письма.

Существуют разные взгляды на дислексию:

  1. Отечественные дефектологи считают ее признаком специфических речевых нарушений, которые возникают вследствие разных причин: недостаточно развитого фонетического слуха или зрительного восприятия, общего недоразвития речи, а также социально-педагогической запущенности ребенка.
  2. В зарубежной практике дислексия рассматривается как синдром, который не является состоянием речевого дефекта и успешно преодолевается за счет организации специальной развивающей среды.

Методика изучения букв при дислексии

Существует большое количество методик коррекции дислексии, в том числе и авторских, однако их применение ориентировано на специалистов: дефектологов, логопедов. Учитель начальных классов или предметник зачастую не имеет ни специальной подготовки, ни времени на занятиях для проведения корректирующих мероприятий, поэтому в работе с такими детьми необходимо использовать специальные приемы, позволяющие одновременно обучать и исправлять речевые недостатки. Успешность коррекции во многом зависит от своевременности ее осуществления: легче исправить дефект в самом начале обучения письму и чтению, поэтому особое внимание необходимо уделять процессу изучению букв с дислексиком.

«Методика изучения букв при дислексии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные принципы обучения алфавиту детей с дислексией заключаются в следующем:

  1. Задействовать в обучении как можно большое количество каналов восприятия информации: зрительной, слуховой, тактильной, моторной.
  2. Применять различные виды визуализации, наглядности.
  3. Развивать ассоциативную память, зрительно-образное мышление.
  4. Организовывать занятия в интересной, увлекательной форме.
  5. Стимулировать познавательную активность ребенка.
  6. Хвалить ребенка за достижения независимо от качества выполненной работы.

Рассмотрим приемы, лежащие в основе методики изучения букв при дислексии. Методика базируется на ряде этапов, лежащих в основе процесса усвоения буквы:

  1. Знакомство с графическим образом буквы.
  2. Соотнесение буквы со звуками, которые она обозначает в словах.
  3. Дифференциация буквы от сходных с ней графем по образу или начертанию.
  4. Закрепление буквы в контексте (словах, предложениях).

На этапе знакомства с графическим обликом буквы применяются следующие приемы:

  1. Ученик обводит букву пальцем (ручкой), запоминая ее очертания.
  2. Ученик выкладывает букву из любого материала (спички, палочки, горох), лепит ее или вырезает.
  3. Ребенок по заданию учителя ищет предметы, в которых спряталась буква (например, буква «А» похожа на качели с перекладиной, буква «Т» - на гвоздик со шляпкой, буква «Ж» - на жука и проч.).
  4. Ребенок отыскивает в ряду буквы, которые написаны неправильно, и исправляет их.

На этапе соотнесения буквы и звука используются следующие упражнения:

  1. Учитель дает ряд звуков, просит составить из них слово и назвать буквы, из которых оно состоит. Например, $[л’], [о], [т]$ – лед, толь.
  2. Учитель произносит слово и просит назвать в нем первую (или третью) букву и звук, который она обозначает. Например: в слове «паук» первая буква «пэ» обозначает звук $[п]$, а в слове «пирог» первая буква «пэ» обозначает звук $[п’]$.
  3. Учитель дает ребенку слово и просит назвать, сколько в нем букв «А» и звуков $[а]$. Например: в слове «молоко» нет ни одной буквы «А», зато в нем два звука $[а]$.

Для дифференциации буквы от сходных с ней по начертанию или графическому облику применяют следующие задания:

  1. «Найди отличия». Ребенку даются две буквы (например, «У» и «Ч»), сходные по начертанию и облику, и он должен найти между ними отличия.
  2. Попеременная запись букв, вызывающих трудности.
  3. Исправление ошибок на смешение букв в готовом тексте.
  4. Вставка пропущенных букв в тексте.

На этапе закрепления учитель должен стимулировать ребенка как можно чаще сталкиваться со словами, в которых есть изучаемая буква. Для этого применяются специально подобранные тексты, ряды слов, с которыми ребенок работает во время задания: читает вслух, находит букву по заданию учителя, называет звуки, обозначенные этой буквой, а также составляет с ней предложения.

Изучение букв при дислексии направлено на коррекцию речевого нарушения и одновременно на развитие навыков письма и чтения и совершенствование речи ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot