Дислексия: понятие, симптомы
Дислексические нарушения все чаще становятся причиной неуспеваемости современных детей в школе. Ребенок-дислексик испытывает трудности с чтением и запоминанием прочитанной информации, демонстрирует стойкие ошибки в правописании, в старших классах к этому прибавляются трудности с запоминанием формул, химических знаков и других знаково-символических элементов.
Дислексия – специфический вид нарушения репродуктивной речевой деятельности, который проявляется в трудностях овладения чтением.
Симптомы дислексии следующие:
- Низкое качество и скорость чтения даже в достаточно взрослом возрасте.
- Частые ошибки при чтении, связанные с тем, что читающий пропускает те или иные буквы, а также смешивает буквы, переставляет местами слоги, не прочитывает окончания слов.
- «Угадывающее чтение»: читающий пытается по началу слова угадать его продолжение.
- Трудности с запоминанием и воспроизведением прочитанной информации.
- Проблемы при овладении письмом: неряшливый почерк, пропуск и смешение графем, затруднения в овладении правилами письма.
Существуют разные взгляды на дислексию:
- Отечественные дефектологи считают ее признаком специфических речевых нарушений, которые возникают вследствие разных причин: недостаточно развитого фонетического слуха или зрительного восприятия, общего недоразвития речи, а также социально-педагогической запущенности ребенка.
- В зарубежной практике дислексия рассматривается как синдром, который не является состоянием речевого дефекта и успешно преодолевается за счет организации специальной развивающей среды.
Методика изучения букв при дислексии
Существует большое количество методик коррекции дислексии, в том числе и авторских, однако их применение ориентировано на специалистов: дефектологов, логопедов. Учитель начальных классов или предметник зачастую не имеет ни специальной подготовки, ни времени на занятиях для проведения корректирующих мероприятий, поэтому в работе с такими детьми необходимо использовать специальные приемы, позволяющие одновременно обучать и исправлять речевые недостатки. Успешность коррекции во многом зависит от своевременности ее осуществления: легче исправить дефект в самом начале обучения письму и чтению, поэтому особое внимание необходимо уделять процессу изучению букв с дислексиком.
Основные принципы обучения алфавиту детей с дислексией заключаются в следующем:
- Задействовать в обучении как можно большое количество каналов восприятия информации: зрительной, слуховой, тактильной, моторной.
- Применять различные виды визуализации, наглядности.
- Развивать ассоциативную память, зрительно-образное мышление.
- Организовывать занятия в интересной, увлекательной форме.
- Стимулировать познавательную активность ребенка.
- Хвалить ребенка за достижения независимо от качества выполненной работы.
Рассмотрим приемы, лежащие в основе методики изучения букв при дислексии. Методика базируется на ряде этапов, лежащих в основе процесса усвоения буквы:
- Знакомство с графическим образом буквы.
- Соотнесение буквы со звуками, которые она обозначает в словах.
- Дифференциация буквы от сходных с ней графем по образу или начертанию.
- Закрепление буквы в контексте (словах, предложениях).
На этапе знакомства с графическим обликом буквы применяются следующие приемы:
- Ученик обводит букву пальцем (ручкой), запоминая ее очертания.
- Ученик выкладывает букву из любого материала (спички, палочки, горох), лепит ее или вырезает.
- Ребенок по заданию учителя ищет предметы, в которых спряталась буква (например, буква «А» похожа на качели с перекладиной, буква «Т» - на гвоздик со шляпкой, буква «Ж» - на жука и проч.).
- Ребенок отыскивает в ряду буквы, которые написаны неправильно, и исправляет их.
На этапе соотнесения буквы и звука используются следующие упражнения:
- Учитель дает ряд звуков, просит составить из них слово и назвать буквы, из которых оно состоит. Например, $[л’], [о], [т]$ – лед, толь.
- Учитель произносит слово и просит назвать в нем первую (или третью) букву и звук, который она обозначает. Например: в слове «паук» первая буква «пэ» обозначает звук $[п]$, а в слове «пирог» первая буква «пэ» обозначает звук $[п’]$.
- Учитель дает ребенку слово и просит назвать, сколько в нем букв «А» и звуков $[а]$. Например: в слове «молоко» нет ни одной буквы «А», зато в нем два звука $[а]$.
Для дифференциации буквы от сходных с ней по начертанию или графическому облику применяют следующие задания:
- «Найди отличия». Ребенку даются две буквы (например, «У» и «Ч»), сходные по начертанию и облику, и он должен найти между ними отличия.
- Попеременная запись букв, вызывающих трудности.
- Исправление ошибок на смешение букв в готовом тексте.
- Вставка пропущенных букв в тексте.
На этапе закрепления учитель должен стимулировать ребенка как можно чаще сталкиваться со словами, в которых есть изучаемая буква. Для этого применяются специально подобранные тексты, ряды слов, с которыми ребенок работает во время задания: читает вслух, находит букву по заданию учителя, называет звуки, обозначенные этой буквой, а также составляет с ней предложения.
Изучение букв при дислексии направлено на коррекцию речевого нарушения и одновременно на развитие навыков письма и чтения и совершенствование речи ребенка.