Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные подходы к пониманию нарушения письма и чтения у младших школьников

Понятие нарушений письма и чтения

Определение 1

Дисграфия и дислексия – это неспособность или затрудненность овладения детьми письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.

Впервые данный тип нарушений в качестве самостоятельной патологии речевой деятельности выделил А. Куссмауль в 1877 году.

В современной литературе обозначенные термины понимают по-разному.

Определение 2

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется стойкими, повторяющимися ошибками, появляющимися из-за несформированности высших психических функций, принимающих участие в процессе письма.

Признаки, которыми характеризуется дисграфия, включают типичные и повторяющиеся ошибки на письме, носящие стойкий характер и не связанные с тем, что ребенок не знает правила и нормы языка.

Определение 3

Дислексия – это проявляющееся повторяющимися ошибками стойкого характера частичное специфическое нарушение процесса чтения, вызванное тем, что у ребенка не сформированы или нарушены высшие психические функции.

Егоровым Т.Г. выделено несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • овладение звукобуквенным обозначением;
  • послоговое чтение;
  • становление синтетических приемов чтения;
  • синтетическое чтение.

Этиология нарушений письменной речи

В современном понимании этиологии нарушений письменной речи, основной причиной признают то, что главный фактор дислексии и дисграфии – предрасположенность к ней, то есть конституциональные особенности.

Конституция – это ряд особенностей организма, включая иммунитет, потенциальные ресурсы разнообразных физических процессов, мозговую нейро-динамику, патопластический органический фон.

«Основные подходы к пониманию нарушения письма и чтения у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Нарушения чтения могут быть вызваны органическими и функциональными причинами. Дислексия может быть обусловлена, как органическим поражением зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтениям, так и влиянием отдельных внешних и внутренних факторов, задерживающих процесс формирования психических функций, принимающих участие в процессе чтения.

Дислексия по своему проявлению бывает двух типов:

  • литеральная, которая проявляется неспособностью или трудностями при усвоении букв;
  • вербальная, проявляющаяся трудностями при чтении слов.

Причины нарушений письма и чтения достаточно похожи между собой. Однако в литературе мало рассмотрена психолингвистическая сторона изучения дисграфии. Данным аспектом рассматриваются механизмы нарушений письма в качестве расстройства операций порождения письменного речевого высказывания.

С точки зрения психофизиологического подхода, дисграфия может быть рассмотрена в качестве следствия нарушений в аналитико-синтетической деятельности анализаторов.

Выделяют несколько типов дисграфии:

  • акустическая – предполагает недостаточный фонематический слух, при ней страдает процесс дифференциации фонем, нарушен процесс установления правильных звукобуквенных соответствий;
  • моторная – вызвана неполноценной деятельностью двигательного анализатора, сопровождается развитием патологической инертности в процессе формирования двигательных стереотипов;
  • оптическая – вызвана недоразвитием зрительной системы коры головного мозга. Проявляется нарушением целостного восприятия, дифференцированных зрительных представлений, зрительной памяти.

Нельзя говорить о единых этиологических факторах, вызывающих трудности овладения процессами письма и чтения, так как дислексия и дисграфия неоднородны, то есть имеет место достаточно большое разнообразие их форм.

## Методика коррекционной работы при речевом нарушении

В развитии письменной речи принципиальное значение отводится осознанному анализу звуков, которые ее составляют. Чтобы обозначить на письме определенный звук буквой, необходимо не просто выделить его из слова, но и преобразовать в устойчивую фонему, основанную на слухопроизносительной дифференциации. В связи с этим необходимо уметь выделять звуки из слов и правильно их дифференцировать, что является важным условием для развития звукового анализа.

Также необходимо уметь представлять звуковой состав слова в целом, посредством анализа выделять звуки, при сохранении их количества в слове, а также их последовательность. Звуковой анализ – это когнитивный процесс, предполагающий усвоение определенной учебной операции, направленной на определение последовательности звуков в слове.

У детей, имеющих фонематическое недоразвитие, вне зависимости от уровня владения ими письменной речью, может встречаться ряд специфических ошибок, преимущественно, это смешение и замена букв. В работе, направленной на дифференциацию звуков, используют также задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа, направленная на дифференциацию смешиваемых звуков, состоит из двух этапов:

  • предварительного – работа над каждым смешиваемым звуком, с постепенным уточнением произносительного и слухового образа каждого смешиваемого звука;
  • слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков – процесс сопоставления смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.

Во время устранения дислексии и дисграфии каждый звук в процессе работы соотносят с определенной буквой. При работе по коррекции дисграфии большую роль отводят письменным упражнениям, закрепляющим процесс дифференциации звуков.

Иными словами, чтобы преодолеть каждое речевое расстройство, используют индивидуальные методы, подходящие под особенности происхождения и проявления того или иного нарушения. Но выстраиваются они все на общих основополагающих логопедических принципах, соблюдать которые необходимо при преодолении любого речевого нарушения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot