Место антропонимики в школьном курсе языкознания
Антропонимы изучаются в школьном курсе русского языка в рамках темы «Имя существительное» при знакомстве с такими разрядами имен, как собственные и нарицательные. Изучая собственные имена, дети приобретают первоначальные представления о русском личном имени, составе и происхождении личных имен, а также их современном состоянии.
Между тем изучение антропонимов дает богатый материал, связанный с историей языка и региона, отражает особенности заселения территорий, профессиональные занятий, привычки, быт и традиции народа. Поэтому знакомство с антропонимами позволяет расширить лингвокультурологические представления детей.
Специфика антропонимов по сравнению с другими именами существительными заключается в том, что они обладают лишь конкретной отнесенностью (денотативной), лишаясь понятийного значения. В этом отношении антропонимы уникальны и как особый языковой материал, обладающий собственными лексико-грамматическими свойствами.
Сведения, приобретаемые учениками об антропонимах на уроках русского языка, носят отрывочный и бессистемный характер, не позволяя ученикам увидеть специфику этих языковых единиц. Поэтому учителю необходимо уделять особе внимание этой теме, даже если она занимает не более одного-двух уроков.
Методика изучения антропонимов в школе
Методика изучения антропонимов на уроках русского языка базируется на следующих принципах:
- Принцип системного подхода к изучаемому явлению, что предполагает рассмотрение антропонимов как целостной лингвистической категории, выделение их разновидностей, учет связей антропонимов с культурой и историей.
- Функциональный принцип, который базируется на изучении антропонимов в контексте речевой ситуации, обусловливающей их возникновение и употребление.
- Принцип доступности, отвечающим требованиям ясности, последовательности изложения, а также соответствия преподаваемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Основная форма работы с антропонимами – это урок, который может проводиться в разной форме в зависимости от уровня подготовки класса и наличии учебного времени. Изучение антропонимов в классе можно организовать в следующих учебных форматах:
- Лингвистическая конференция, в ходе которой дети обсуждают результаты собственных исследований в области истории личных имен или фамилий.
- Защита проектов, посвященных антропонимике.
- Исследовательская лаборатория, в ходе которой учитель организует работу учебных групп, проводящих изучение истории конкретного имени (имен) или фамилии.
- Виртуальное путешествие (экскурсия) в историю русских имен и прозвищ.
- Викторина или лингвистическая игра, посвященная занимательной топонимике.
Основной метод работы, используемый при изучении топонимов, - частично-поисковый, которому сопутствуют такие приемы:
- Наблюдение над языковым материалом.
- Работа со словарями, источниками Интернета.
- Этимологический анализ.
- Словообразовательный и лексический анализ русских фамилий, прозвищ.
- Чтение и анализ отрывков из научно-популярных книг по антропонимике.
- Анализ «говорящих имен» литературных персонажей.
При изучении антропонимов важно сформировать у детей навыки работы со словарями личных имен:
- Поиск имени в словаре, а также сведений о его происхождении и значении.
- Анализ первоначально значения имени и особенностей его звучания (написания).
- Отслеживание истории распространения имени, времени его проникновения в русскую антропонимику.
- Характеристика современного употребления имени в языке.
Важным аспектом работы с исконно русскими именами является проведение этимологического анализа. Так, при обращении к истокам таких имен, как «Владимир», «Святослав», «Ярослав», ученики получают представление об их первоначальном составе и способе образования.
Словообразовательный и лексический анализ позволяет изучать многие имена, возникшие в советскую эпоху и зачастую образовывавшиеся в результате аббревиации (Мэлор – «Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция», Ким – «Коммунистический интернационал молодежи») или на основе лексических единиц, обозначавших важные в идеологическом отношении понятия (Октябрина, Сталина).
Интересная форма работы – анализ литературной антропонимики. Для многих произведений принцип «говорящего имени» является художественным приемом, позволяющим автору через имя (или прозвище) дать персонаж оценку, создать его образ. Приучив детей к внимательному анализу имен персонажей, выявлению из семантики, можно привить навыки литературоведческого анализа текста через поэтику имени. Так, изучая рассказ «Кавказский пленник», дети наблюдают за фамилиями персонажей – Жилин и Костылин, выдвигая предположения о происхождении этих фамилий и их значении. Сопоставляя семантику фамилии и черты характера персонажей, ученики приходят к выводу, что автор не случайно дает героям такие фамилии, которые отражают сущностные черты их характера.
Изучение антропонимики значительно расширяет круг лингвистических представлений учеников, формирует интерес к русскому слову, прежде всего, к собственному имени и фамилии, позволяя увидеть их связь с историей и бытом народа.