Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика изучения антропонимов в школе

Место антропонимики в школьном курсе языкознания

Антропонимы изучаются в школьном курсе русского языка в рамках темы «Имя существительное» при знакомстве с такими разрядами имен, как собственные и нарицательные. Изучая собственные имена, дети приобретают первоначальные представления о русском личном имени, составе и происхождении личных имен, а также их современном состоянии.

Между тем изучение антропонимов дает богатый материал, связанный с историей языка и региона, отражает особенности заселения территорий, профессиональные занятий, привычки, быт и традиции народа. Поэтому знакомство с антропонимами позволяет расширить лингвокультурологические представления детей.

Специфика антропонимов по сравнению с другими именами существительными заключается в том, что они обладают лишь конкретной отнесенностью (денотативной), лишаясь понятийного значения. В этом отношении антропонимы уникальны и как особый языковой материал, обладающий собственными лексико-грамматическими свойствами.

Сведения, приобретаемые учениками об антропонимах на уроках русского языка, носят отрывочный и бессистемный характер, не позволяя ученикам увидеть специфику этих языковых единиц. Поэтому учителю необходимо уделять особе внимание этой теме, даже если она занимает не более одного-двух уроков.

Методика изучения антропонимов в школе

Методика изучения антропонимов на уроках русского языка базируется на следующих принципах:

  1. Принцип системного подхода к изучаемому явлению, что предполагает рассмотрение антропонимов как целостной лингвистической категории, выделение их разновидностей, учет связей антропонимов с культурой и историей.
  2. Функциональный принцип, который базируется на изучении антропонимов в контексте речевой ситуации, обусловливающей их возникновение и употребление.
  3. Принцип доступности, отвечающим требованиям ясности, последовательности изложения, а также соответствия преподаваемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Основная форма работы с антропонимами – это урок, который может проводиться в разной форме в зависимости от уровня подготовки класса и наличии учебного времени. Изучение антропонимов в классе можно организовать в следующих учебных форматах:

«Методика изучения антропонимов в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Лингвистическая конференция, в ходе которой дети обсуждают результаты собственных исследований в области истории личных имен или фамилий.
  2. Защита проектов, посвященных антропонимике.
  3. Исследовательская лаборатория, в ходе которой учитель организует работу учебных групп, проводящих изучение истории конкретного имени (имен) или фамилии.
  4. Виртуальное путешествие (экскурсия) в историю русских имен и прозвищ.
  5. Викторина или лингвистическая игра, посвященная занимательной топонимике.

Основной метод работы, используемый при изучении топонимов, - частично-поисковый, которому сопутствуют такие приемы:

  1. Наблюдение над языковым материалом.
  2. Работа со словарями, источниками Интернета.
  3. Этимологический анализ.
  4. Словообразовательный и лексический анализ русских фамилий, прозвищ.
  5. Чтение и анализ отрывков из научно-популярных книг по антропонимике.
  6. Анализ «говорящих имен» литературных персонажей.

При изучении антропонимов важно сформировать у детей навыки работы со словарями личных имен:

  1. Поиск имени в словаре, а также сведений о его происхождении и значении.
  2. Анализ первоначально значения имени и особенностей его звучания (написания).
  3. Отслеживание истории распространения имени, времени его проникновения в русскую антропонимику.
  4. Характеристика современного употребления имени в языке.

Важным аспектом работы с исконно русскими именами является проведение этимологического анализа. Так, при обращении к истокам таких имен, как «Владимир», «Святослав», «Ярослав», ученики получают представление об их первоначальном составе и способе образования.

Словообразовательный и лексический анализ позволяет изучать многие имена, возникшие в советскую эпоху и зачастую образовывавшиеся в результате аббревиации (Мэлор – «Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция», Ким – «Коммунистический интернационал молодежи») или на основе лексических единиц, обозначавших важные в идеологическом отношении понятия (Октябрина, Сталина).

Интересная форма работы – анализ литературной антропонимики. Для многих произведений принцип «говорящего имени» является художественным приемом, позволяющим автору через имя (или прозвище) дать персонаж оценку, создать его образ. Приучив детей к внимательному анализу имен персонажей, выявлению из семантики, можно привить навыки литературоведческого анализа текста через поэтику имени. Так, изучая рассказ «Кавказский пленник», дети наблюдают за фамилиями персонажей – Жилин и Костылин, выдвигая предположения о происхождении этих фамилий и их значении. Сопоставляя семантику фамилии и черты характера персонажей, ученики приходят к выводу, что автор не случайно дает героям такие фамилии, которые отражают сущностные черты их характера.

Изучение антропонимики значительно расширяет круг лингвистических представлений учеников, формирует интерес к русскому слову, прежде всего, к собственному имени и фамилии, позволяя увидеть их связь с историей и бытом народа.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot