Основные аспекты изучения лексики
Изучение лексики в школе является важным аспектом речевого развития ребёнка, поскольку расширяет его словарные представления и способствует выработке норм словоупотребления.
Лексические темы изучаются как монографически, так и рассредоточено, позволяя связать сведения лексического характера с другими разделами языка (например, со словообразованием, морфологией, правописанием).
Следует отметить, что предметом изучения становятся не все аспекты лексикологии как раздела языкознания, но наиболее значимые явления, к числу которых относятся:
- Понятие о слове как центральной единице лексикологии, представляющей собой единство формы и лексико-грамматического значения.
- Сведения о лексическом значении слова и его отличиях от грамматического значения, а также о типах значения, явлении полисемии и переноса значения, в том числе и в художественно-изобразительных целях.
- Сведения из области происхождения слов, а также устройства современной лексической системы с точки зрения сфер употребления лексических единиц, их функциональной окраски и отношения к литературной норме.
- Понятие о системных отношениях, существующих между лексическими единицами и лежащих в основе таких явлений, как омонимия, синонимия, антонимия.
Перечень изучаемых лексических тем довольно широк и включает различные аспекты лексикологии.
Методические основы формирования и развития познавательной активности обучающихся при изучении лексикологии
Методические проблемы, сопровождающие изучение лексикологии, связаны как с поиском наиболее эффективным методов освоения лексических тем, так и с проблемами развития и поддержания познавательного интереса детей при изучении этого раздела языка. Ведущую роль в формировании мотивации и положительного отношения к изучаемым лингвистическим феноменам играют принципы развивающего обучения, сочетающего необходимый уровень сложности и доступности изучаемого материала.
При изучении лексикологии необходимо ориентироваться на системно-деятельностный принцип работы, в основе которого лежит познание через включение в учебно-познавательную, исследовательскую и коммуникативную деятельность на уроке.
Использовать приемы формирования познавательной активности необходимо на всех этапах изучения темы, поддерживая постоянный интерес у детей.
На этапе вхождения в тему необходимо заинтересовать ученика изучаемым лингвистическим явлением, показав его практическую значимость и связь с жизнью ребенка. Здесь можно использовать приемы проблемного обучения, ставя перед детьми познавательные задачи, решение которых требует привлечения новых знаний.
Так, при изучении темы "Слово и его лексическое значение" можно поставить перед детьми вопрос: "Почему образования типа "кукарямба", "жакарэг", "мамлыга" не являются словами в полном смысле этого слова?". Рассуждая на эту тему, дети приходят к выводу о единстве плана выражения и содержания, о номинативной функции слова, соотносящегося с предметом или понятием и имеющего лексическое значение. При изучении темы "Многозначные слова" можно предложить детям восстановить пропуски в контекстах, где одно и то же слово употребляется в разных значениях и сделать вывод о его семантике.
На этапе знакомства с новым знанием, а также закрепления необходимо привлекать дидактический материал, который вызывает у детей живой отклик. Например, это могут быть неологизмы интернета, эпохи коронавируса, которые входят в повседневную речь детей.
Необходимо привлекать к урокам контекст, то речевое окружение, в котором функционируют лексические единицы. Это могут быть художественные тексты, рекламные слоганы, посты в социальных сетях. Ученикам предлагаются разные типы заданий: определить значение слова в контексте, подобрать к нему синонимы (антонимы), составить словосочетание (или предложение), в котором данная лексическая единица употребляется в другом значении.
Большое значение для развития познавательной активности имеет метод проектов, использование которого позволяет организовать исследовательскую деятельность детей. Проекты можно использовать на уроке как его этап (небольшие исследования в группах), так и в качестве форм самостоятельной работы по предмету. Здесь используются разные приёмы: составление словариков, лэпбуков, посвященных слову или какому-либо лексическому явлению, подготовка докладов и сообщений, этимологических справок, а также исследование лексики литературных произведений (например, "Лексико-тематическая группа "Оружие" в рассказе Л. Н. Толстого "Кавказский пленник").
В ходе повторения изученного необходимо предлагать детям практические задания, ориентирующие их на применение полученных сведений в реальной речевой практике. Это могут задания на лексико-стилистическое редактирование текста, поиск наиболее подходящего по смыслу и стилистике слова, оценка уместности употребления той или иной лексической единицы, задания, стимулирующие учеников обращаться к толковым словарям, в том числе электронным.
Вовлекая учеников в различные виды учебной деятельности, можно сделать работу по изучению лексических тем интересной и востребованной, помогая детям совершенствовать свою речь и практические навыки использования изученного.