Медиаграмотность и языковая грамотность: проблемы соотношения
Использование цифровых ресурсов в современном обществе является нормой при осуществлении различных видов коммуникации и повседневной деятельности. Поэтому особенно важными остаются вопросы развития навыков использования электронных цифровых ресурсов для реализации различных задач: образовательных, профессиональных, коммуникативных. Ведущее место здесь принадлежит понятию медиаграмотности как интегрирующему качеству, касающемуся развитой информационной культуры, базирующейся на знании типов и особенностей информационных ресурсов и методов их использования в повседневной жизни.
Медиаграмотность представляет собой совокупность компетенций, касающихся работы с цифровыми сервисами и платформами, а также виртуальной информационной средой.
Будучи важной составляющей информационной культуры, медиаграмотность относится к функциональным навыкам как главным факторам и условиям социализации.
Так как медиаграмотность представляет собой набор компетенций, относящихся к использованию информационных цифровых ресурсов, она тесно связана с языковой грамотностью, поскольку естественный язык остается ведущим средством передачи сведений и формирования смысла.
Языковая грамотность, выступая как определенный уровень владения языковыми средствами для успешной реализации коммуникации в разных ситуациях, является базой для становления медиакомпетенций.
Знания и практические навыки в сфере взаимодействия с медиаресурсами предполагают, что индивид обладает базовыми приемами работы с текстовой информацией, к которым относят:
- Восприятие речевого произведения в соответствии с его темой и замыслом автора.
- Понимание содержания высказывания, а также заложенной в нем мысли, авторской интенции.
- Умение соотносить различные высказывания в аспекте темы, коммуникативной цели, жанровых и языковых особенностей и их реализации в различных ситуациях общения.
- Умение с помощью различных видов чтения и анализа текста вычленять из него необходимые сведения.
- Навыки монологической речи, аргументации своей позиции, выражения собственного мнения.
- Навыки переработки исходного текста в соответствии с задачей речевой ситуации.
- Навыки перевода вербальной информации в знаково-символическую и обратно.
- Навыки информационного мониторинга и поиска информации с опорой на имеющиеся справочно-поисковые и информационно-библиографические ресурсы.
Таким образом, базовые знания в области коммуникативно-речевой практики и лингвистические компетенции становятся основой развития медиакомпетенций, необходимых для становления медиаграмотности как системного качества информационной личности.
Развитие медиаграмотности в процессе формирования языковой грамотности
Развитие медиаграмотности происходит в процессе социализации, в том числе и целенаправленно в ходе специально организованного обучения. Поскольку медиаграмотность предполагает развитые коммуникативно-речевые навыки, этапу становления медиакомпетенций обязательно предшествует языковая подготовка, в ходе которой индивид осваивает основные приемы и способы работы с информацией как вербальным феноменом. Большую роль в этом процессе играют уроки русского языка и литературы в школе, поскольку они помогают формировать медиакомпетенции при работе с современными виртуальными текстами. Для этого используются следующие механизмы:
- Работа с текстами онлайн-мессенджером и анализ их специфики.
- Анализ гибридных текстов (например, демотиваторов, плакатов, видеороликов, подкастов).
- Чтение и анализ несплошных текстов (например, текстов онлайн-документов, электронных чеков, билетов, рекламных объявлений и проч.).
- Работа с гипертекстами (текстами нелинейной структуры).
- Изучение принципов работы электронных словарей и сервисов автоматической проверки грамотности.
- Обучение работе с электронной книгой или учебником.
Данные механизмы помогают вовлечь учащегося в активную исследовательскую и аналитическую деятельность на уроке, стимулируя обращение к новым типам текстовой информации, возникшим в последнее время благодаря интернет-коммуникации. Понимание принципов организации таких текстов и освоение механизмов их чтения и интерпретации позволяет сформировать необходимые медиакомпетенции, полезные для дальнейшей ориентации в сфере цифровых технологий.
Расширенный подход к понятию текста, реализуемый в последние десятилетия, отражает общую тенденцию к изменению взгляда на преподавание русского языка. Современное обучение должно выходить за рамки школьного учебника и типовых учебных ситуаций, интегрируя обучающихся в реальную среду функционирования языка, сталкивая их с различными коммуникативными ситуациями, в которых необходимо применение языковых и медиакомпетенций для успешной реализации цели коммуникации.