Лингвокогнитивный подход к изучению речевого жанра
Теория речевых жанров прочно вошла в лингвистику и активно разрабатывается с начала 1960-х годов. Это связано с общим усилением интереса к прагматическим аспектам функционирования языка в современном обществе, а также с исследованием собственно речевой деятельности в различных её проявлениях в отличие от языка как результат абстракции от конкретных речевых актов.
Речевой жанр – понятие, которое даже в самой теории речевых актов рассматривается по-разному. В зависимости от подхода к пониманию речевого акта, даются различные определения этого термина, отражающие те или иные аспекты его описания.
Традиционное представление о речевом жанре восходит к трудам М. М. Бахтина, который рассматривал речевой акт как стандартную форму реализации высказываний, обладающих устойчивым набором признаков.
Развитие когнитивной лингвистики повлияло и на представление о речевом жанре. С точки зрения лингвокогнитивного подхода речевой жанр рассматривается наряду с коммуникативными структурами более высокого порядка в качестве коммуникативного концепта.
Коммуникативные концепты представляют собой ментальные образования, существующие в сознании носителя языка и позволяющие упорядочивать различные коммуникативно-речевые явлении, присущие речевой деятельности.
Коммуникативные концепты репрезентированы в языке посредством лексических номинаций, которыми обозначаются они сами, а также их компоненты. Упорядочивание этих лексем осуществляется с помощью системы параметров, имеющих прагматическое и лексико-грамматическое значение и выстраивающихся в цепочки речежанровых признаков.
В цепочку речежанровых признаков коммуникативного концепта входят следующие компоненты:
- Речевой акт как наименьшая единица, обозначающая коммуникативное действие, имеющее иллокутивный эффект.
- Речевая манера как совокупность признаков, которые складываются на основе единства речевых актов.
- Речевой тип как система устойчивых проявлений речевой манеры.
- Тональность как интонационно-смысловые особенности, присущие речевому акту.
- Речевой жанр как «высшая» единица, включающая в себя устойчивые принципы реализации коммуникации с помощью речевых типов.
Например, речевому жанру «вопрос» соответствует речевое действие «спрашивать / задавать вопрос», а также вопросительная речевая тональность («вопросительно»), особый тип речевой манеры говорящего (его можно назвать «спрашивающим»).
Речевой жанр как коммуникативный концепт
С точки зрения когнитивной лингвистики речевой жанр может быть описан как коммуникативный концепт, в составе которого выделяются различные компоненты, имеющие собственные номинации для обозначения.
Состав компонентов коммуникативного концепта «речевой жанр» включает различные аспекты, связанные со структурированием, упорядочиванием информации о речевом жанре:
- Речевые действия и более крупные единицы – речевые события, а также лексемы для их номинации. Так, речевой акт, как правило, номинируются существительными, в то время как речевые события – с помощью глагольной лексики.
- Речевой тип может номинироваться с помощью существительного.
- Речевая тональность описывается с помощью наречий или предикативных слов.
- Наконец, само имя речевого жанра чаще выражается с помощью субстантивов, еже – посредством глаголов.
Особый интерес для когнитивной лингвистики представляют ситуации, когда номинации речевых жанров являются нетипичными, например:
- Не совпадают в лексико-грамматическом отношении.
- Выступают как оценочно-экспрессивные номинации.
- Используются как метафоры.
- Функционируют как неологизмы и проч.
Наблюдения за языковой репрезентацией коммуникативных концептов в речи позволяет установить, что оценочность является яркой чертой при номинации речевых жанров и их составляющих. Это проявляется в следующем:
- Жанровая номинация может содержать компонент экспрессивности (субъективной оценки): лесть, похвальба, сплетня, донос и проч.
- Процессуальная лексика, соответствующая жанру, также может иметь субъективно-оценочную функцию: доносить, льстить, сплетничать и проч.
- Оценочные атрибутивы, используемые для характеристики жанра в целом, например: честный разговор, открытый диалог, мудрый совет, незаслуженная похвала, грубая лесть и проч.
Таким образом, подход когнитивной лингвистики к речевому жанру можно назвать содержательноцентричным, поскольку он базируется на исследовании системных параметров языковой репрезентации жанров в языковом сознании говорящих и пишущих. В этом отношении также интерес подход к речевому жанру с точки зрения национальной обусловленности коммуникативных концептов и их функционирования в художественном тексте. Очевидно, что компоненты коммуникативного концепта, а также способы его языковой номинации в различных культурах и языках будут различаться, как и номинации речевых жанров, присущие художественной речи и обыденной коммуникации.