Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвокогнитивный подход к изучению речевого жанра

Лингвокогнитивный подход к изучению речевого жанра

Теория речевых жанров прочно вошла в лингвистику и активно разрабатывается с начала 1960-х годов. Это связано с общим усилением интереса к прагматическим аспектам функционирования языка в современном обществе, а также с исследованием собственно речевой деятельности в различных её проявлениях в отличие от языка как результат абстракции от конкретных речевых актов.

Речевой жанр – понятие, которое даже в самой теории речевых актов рассматривается по-разному. В зависимости от подхода к пониманию речевого акта, даются различные определения этого термина, отражающие те или иные аспекты его описания.

Традиционное представление о речевом жанре восходит к трудам М. М. Бахтина, который рассматривал речевой акт как стандартную форму реализации высказываний, обладающих устойчивым набором признаков.

Развитие когнитивной лингвистики повлияло и на представление о речевом жанре. С точки зрения лингвокогнитивного подхода речевой жанр рассматривается наряду с коммуникативными структурами более высокого порядка в качестве коммуникативного концепта.

Определение 1

Коммуникативные концепты представляют собой ментальные образования, существующие в сознании носителя языка и позволяющие упорядочивать различные коммуникативно-речевые явлении, присущие речевой деятельности.

Коммуникативные концепты репрезентированы в языке посредством лексических номинаций, которыми обозначаются они сами, а также их компоненты. Упорядочивание этих лексем осуществляется с помощью системы параметров, имеющих прагматическое и лексико-грамматическое значение и выстраивающихся в цепочки речежанровых признаков.

В цепочку речежанровых признаков коммуникативного концепта входят следующие компоненты:

  1. Речевой акт как наименьшая единица, обозначающая коммуникативное действие, имеющее иллокутивный эффект.
  2. Речевая манера как совокупность признаков, которые складываются на основе единства речевых актов.
  3. Речевой тип как система устойчивых проявлений речевой манеры.
  4. Тональность как интонационно-смысловые особенности, присущие речевому акту.
  5. Речевой жанр как «высшая» единица, включающая в себя устойчивые принципы реализации коммуникации с помощью речевых типов.
«Лингвокогнитивный подход к изучению речевого жанра» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Например, речевому жанру «вопрос» соответствует речевое действие «спрашивать / задавать вопрос», а также вопросительная речевая тональность («вопросительно»), особый тип речевой манеры говорящего (его можно назвать «спрашивающим»).

Речевой жанр как коммуникативный концепт

Определение 2

С точки зрения когнитивной лингвистики речевой жанр может быть описан как коммуникативный концепт, в составе которого выделяются различные компоненты, имеющие собственные номинации для обозначения.

Состав компонентов коммуникативного концепта «речевой жанр» включает различные аспекты, связанные со структурированием, упорядочиванием информации о речевом жанре:

  1. Речевые действия и более крупные единицы – речевые события, а также лексемы для их номинации. Так, речевой акт, как правило, номинируются существительными, в то время как речевые события – с помощью глагольной лексики.
  2. Речевой тип может номинироваться с помощью существительного.
  3. Речевая тональность описывается с помощью наречий или предикативных слов.
  4. Наконец, само имя речевого жанра чаще выражается с помощью субстантивов, еже – посредством глаголов.

Особый интерес для когнитивной лингвистики представляют ситуации, когда номинации речевых жанров являются нетипичными, например:

  1. Не совпадают в лексико-грамматическом отношении.
  2. Выступают как оценочно-экспрессивные номинации.
  3. Используются как метафоры.
  4. Функционируют как неологизмы и проч.

Наблюдения за языковой репрезентацией коммуникативных концептов в речи позволяет установить, что оценочность является яркой чертой при номинации речевых жанров и их составляющих. Это проявляется в следующем:

  1. Жанровая номинация может содержать компонент экспрессивности (субъективной оценки): лесть, похвальба, сплетня, донос и проч.
  2. Процессуальная лексика, соответствующая жанру, также может иметь субъективно-оценочную функцию: доносить, льстить, сплетничать и проч.
  3. Оценочные атрибутивы, используемые для характеристики жанра в целом, например: честный разговор, открытый диалог, мудрый совет, незаслуженная похвала, грубая лесть и проч.

Таким образом, подход когнитивной лингвистики к речевому жанру можно назвать содержательноцентричным, поскольку он базируется на исследовании системных параметров языковой репрезентации жанров в языковом сознании говорящих и пишущих. В этом отношении также интерес подход к речевому жанру с точки зрения национальной обусловленности коммуникативных концептов и их функционирования в художественном тексте. Очевидно, что компоненты коммуникативного концепта, а также способы его языковой номинации в различных культурах и языках будут различаться, как и номинации речевых жанров, присущие художественной речи и обыденной коммуникации.

Дата последнего обновления статьи: 02.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot