Лингвистическая загадка в преподавании русского языка
Формирование языковых навыков в процессе изучения родного языка происходит с опорой на различные тексты, с которыми ученик сталкивается в специально организованных учебных ситуациях, а также в повседневной жизни. Особую роль в формировании языковых компетенций играют тексты, которые способствуют развитию логического мышления, внимания к слову и нестандартного подхода к восприятию и пониманию смысла.
Загадка – один из древнейших фольклорных текстов, который использовался не только в развлекательных, но и в познавательных целях. Формируя описание предмета или явления на основе образного определения, загадка стимулировала воображение, помогала устанавливать ассоциативные связи, развивала мышление и память.
Лингвистическая загадка – это особый тип дидактического материала, который базируется на текстовых особенностях загадки и используется для обучения русскому языку.
По форме лингвистическая загадка представляет собой краткое образное определение какого-либо языкового факта, явления за счет выделения в нем определенных свойств и качеств, которые не являются очевидными.
Решение лингвистической загадки основано на способности человека к ассоциативному мышлению и установлению нестандартных, неочевидных связей.
Приведем пример лингвистической загадки: «Назови имя, в котором «спрятались сразу тридцать Я». Очевидно, что решение этой загадки требует отхода от привычных стереотипов письма, ведь в русском языке нет личных имен, в которых было бы тридцать букв и более. Значит, для поиска ответа необходим другой путь, например, использование визуализации. Недаром в загадке число тридцать записано с помощью букв. Вероятно, если представить его в виде цифр (30), то мы увидим сходство этих цифр с какими-то буквами алфавита: с буквами «З» и «О». Подставим к ним букву «Я», получим имя «Зоя», которое и будет ответом на загадку.
Лингвистические загадки – обширная группа дидактических материалов, к которым можно отнести следующие разновидности:
- Загадки, соответствующие различным уровням языка: фонетические, словообразовательные, грамматические, лексические, синтаксические. Данный тип загадок больше соответствует лингвистическим задачам. Для поиска ответа на них, необходимо знать свойства языковых единиц, закономерности языковой системы.
- Словесные лингвистические загадки, к которым можно отнести шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы и иные виды заданий, которые связаны с отгадывание слов и их частей.
- Загадки, основанные на знании идиоматических выражений (фразеологизмов, пословиц, крылатых фраз).
- Загадки, которые связаны с установлением соответствия между языками, с переводом слов с одного языка на другой с помощью установления регулярных соответствий и иных фонетических и морфологических закономерностей.
Лингвистическая загадка и ее роль в формировании языковых навыков
Различные типы лингвистических загадок используются в обучении русскому языку с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учеников. Так, лингвистические задачи применимы в основной и средней школе, когда накоплен достаточно большой материал, касающийся системы языка и правил ее функционирования. Шарады и анаграммы чаще используют в начальной школе, поскольку они являются приемами активизации навыков чтения и слогового членения.
С помощью лингвистических загадок можно формировать следующие языковые навыки:
- Навык анализа структуры слова: фонетической, графической или морфемной. На этом основаны загадки: «Как превратить геометрическую фигуру в полезное ископаемое? Как из предмета мебели сделать танец? Как мелководье превратят в инструмент для письма на доске?» Ответы: угол – уголь, полка – полька, мель – мел.
- Навыки языкового анализа и синтеза. Например, для ответа на загадку: «Какое слово в русском языке может быть и существительным, и прилагательным, и наречием, и категорией состояния?», необходимо знать морфологические признаки этих частей речи, их синтаксические функции. Ответ на загадку – слово «тепло». При его поиске можно сопоставлять контексты употребления слов: «По телу разлилось приятное тепло. Пальто тепло и удобно. Он тепло пожал мне руку. В комнате тепло, даже жарко».
- Умения опознавать языковое явление по отдельной его части, сопоставлять форму и содержание языковой единицы. К примеру, чтобы ответить на загадку «Чем можно насорить, но куры не склюют?», ученик должен вспомнить два фразеологизма по приведенным в загадке компонентам: «сорить деньгами», «денег куры не клюют». Соответственно отгадкой будет слово «деньги», которое является общим для обоих устойчивых сочетаний.
- Навыки определения значения многозначного слова: «Когда коня покупают, какой он бывает?» Ответ на загадку связан с пониманием значения слова «покупать» - приобретать за деньги, искупать (разг.). В этой загадке слово используется именно во втором значении – искупать. Поэтому ответ: конь бываем мокрым.
Таким образом, лингвистические загадки являются инструментом развития языковых навыков, стимулируют воображения и нестандартного мышления учеников.