Местоимение и его особенности
Одной из полнозначных частей речи является местоимение. Этот лексико-грамматический разряд выделяют не все лингвисты
Сторонники самостоятельности данного класса слов выделяют его на основании ряда признаков:
- наличие общего значения: местоимения выполняют дейктическую (указательную) функцию, выступая словами-заместителями существительных, прилагательных и числительных;
- общность выполняемых речевых и синтаксических функций;
- наличие общих грамматических свойств (например, способность к изменению по падежам).
Другая точка зрения основана на том, что в класс местоимений объединяются достаточно разнородные по своим морфологическим признакам слова. Например, часть местоимений способна к словоизменению по образцу прилагательных (самого счастливого, этому ученику, с какой-то частью), другие же не способны к изменению (ее подруга, их товарищ), третьи не имеют формы И. п. (себя, некого, нечего). На основании этого ученые подразделяют местоимения на группы по степени их близости к тем самостоятельным лексико-грамматическим классам, которые они замещают:
- Местоимения-существительные: Я иду домой. Кто-то стоит за окном. Подойди к ней.
- Местоимения-прилагательные: На этом участке дороги опасно. Какая-то женщина приходила. В некотором отношении ты прав.
- Местоимения-числительные: Я взял несколько веточек. У тебя есть сколько-нибудь денег? Сколько здесь цветов!
В предложении местоимения могут занимать позицию любого члена:
- Он готов к экзамену (подлежащее).
- Я не он (сказуемое).
- Подойди к ней (дополнение).
- Ты возьми ту картину (определение).
- Он стоял в нескольких метрах от нас (обстоятельство).
Личные местоимения
Среди разных групп местоимений выделяют такой класс, как личные.
Личные местоимения - это лексемы, обозначающие либо говорящего (говорящих), либо собеседника или указывающие на субъекта речи.
Я не очень вас понял. Тебе лучше уйти. Она не хочет этого делать.
Личные местоимения обладают следующими особенностями.
Они имеют категорию лица. В русском языке выделяется три оппозиционных класса: местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. Лицо является классифицирующей категорией, поскольку она различает отдельные слова, а не их формы.
Также для них характерна категория числа. В лингвистике бытует две точки зрения на природу числовых противопоставлений у личных местоимений. Некоторые полагают, что число относится к словоизменительным категориям, другие полагают, что числовые противопоставления выражают значимые отличия между отдельными словами, поскольку формально «мы» даже в семантическом плане не является совокупностью «я».
Также в форме 3-го лица местоимения способны меняться по родам: Он пришел. Она уснула. Оно взошло. Во множественном числе родовые отличия не являются значимыми: Они пришли к нам.
Местоимения 1-го лица в сочетании с глагольными лексемами прошедшего времени также способны указывать на родовые различия: Я приготовил обед, она сделала уроки.
Личные местоимения изменяются по падежам, замещая существительные в позиции второстепенных членов предложения: Отойди от него. К ней мы не пойдем. С ним дружить нельзя. О них я и не вспомнил.
Особенности употребления личных местоимений в речи
Специфика употребления личных местоимений в речи заключается в том, что они выступают в качестве заместителей субстантивов. Их используют, чтобы избежать нежелательных повторов, тавтологии: Взошло солнце. Оно осветило пустынную землю, развеяло царивший мрак. К нему потянулись редкие цветы, раскрыв свои бутоны.
Кроме этого, личные местоимения используются в диалоге для обозначения собеседников и самого говорящего:
$-$ А я говорю тебе, что ягода недорогая!
$-$ Ты не прав, я сам вчера видел цены.
Обращение с использованием местоимения «вы» характерно для официальной обстановки. Оно используется в беседе со старшими или людьми, занимающими более высокий социальный статус. Обращение «ты» имеет более неформальный характер и используется в бытовом неформальном взаимодействии, когда социальная дистанция между собеседниками отсутствует.
При использовании личных местоимений в речи необходимо следить, чтобы в высказывании не содержалось двусмысленности: Брат попросил товарища отнести вещи к нему (к кому: к брату или к товарищу?). Я взял нож из ящика и положил его на место (что положил: нож или ящик?). Я приходила к бабушке с подругой и говорила с ней (с кем: с бабушкой или с подругой).
При использовании личных местоимений в речи необходимо помнить, что они выступают заместителями существительных, поэтому нужно следить за тем, чтобы в контексте не было других существительных, к которым могли бы относиться эти местоимения. Например, указанные ранее речевые ошибки можно исправить следующим образом: Брат попросил товарища забрать вещи себе. Я взял нож из ящика, который затем положил на место. Я прихожу с подругой к бабушке, чтобы поговорить с ней.