Лэпбук как способ систематизации учебного материала по русскому языку
Образовательные стандарты ставят перед школой задачу привить ученикам высокий уровень организационно-учебной культуры, научив их самостоятельно искать, усваивать и представлять информацию. Очевидно, что традиционные формы организации учебной деятельности не могут служить средством реализации этой задачи, поэтому педагоги ищут новые методические приемы, которые будут способствовать эффективной организации самостоятельной деятельности учеников. Одним из таких приемов является использование лэпбука в обучении.
Лэпбук представляет собой тематическую папку, содержащую различную информацию, структурированную необычным способом: в виде дополнительных кармашков, конвертов, уголков, подвижных деталей, вкладышей и проч.
Основные особенности лэпбука заключаются в следующем:
- Мобильность: структура этой книжки-раскладушки формируется таким образом, чтобы ее можно было дополнять.
- Интерактивность: лэпбук предназначен не просто для чтения / разглядывания, но для активной работы с ними и его компонентами.
- Творческий характер: в отличие от «сухого» конспекта лэпбук позволяет представить информацию необычным, запоминающимся способом.
- Наглядность: лэпбук помогает визуализировать материал удобным для ученика способом.
Преимуществами лэпбука являются его многофункциональность, возможность использования для работы практически с любой темой, а также проектный характер, что позволяет применять лэпбук как форму организации проектной деятельности.
Наиболее эффективно применение лэпбука на уроках повторения и обобщения, поскольку деятельность по его созданию позволяет ученикам реализовать следующие учебные задачи:
- Вспомнить изученный материал.
- Привлечь к изготовлению лэпбука материал, самостоятельно найденный в других источниках.
- Структурировать материал, распределив его на тематические блоки.
- Запомнить изученное путем его «перекодирования» в новую форму представления информации.
- Создать кратко резюме по теме, которое пригодится в дальнейшем при необходимости повторить ее содержание перед итоговой проверочной работой, головой контрольной, экзаменом и проч.
Лэпбуки дети могут создавать как самостоятельно, так и в группах. В последнем случае ученикам необходимо распределить роли, выбрав тех, кто будет искать информацию по теме, и тех, кто будет создавать макет лэпбука и его оригинал.
Методика создания лэпбука
Технология создания лэпбука включает несколько этапов:
- Определение темы. Дети могут использовать как монографическую тему, например, «Имя существительное», так и более частные темы: «Лингвистический портрет одного слова», «Словарные слова», «Произноси правильно» и проч.
- Отбор материала по теме. К примеру, составляя лэпбук по теме «Имя существительное», ученики собирают материал, относящийся к данной части речи: определение, морфологические признаки, синтаксическая роль, лексико-семантические группы существительных, особенности склонения и проч.
- Систематизация материала. Собранная информация не может располагаться в лэпбуке хаотично, ее необходимо структурировать в соответствии с определенными принципами. Так, лэпбук на тему «Словарные слова» может быть структурирован по тематическому принципу. Лингвистические «портреты» слов включают такие разделы, как звуковой состав, сведения о происхождении, значение, употребление в речи, наличие синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, использование в составе идиом или пословиц и проч.
- Создание макета, которое включает продумывание композиции и форм представления материалов: кармашки, конвертики, вкладыши, уголки, блокнотики и проч.
- Оформление лэпбука.
Использование лэпбука как лингвистического дидактического материала
Интересный вид лэпбука – лэпбук-учебное пособие, созданный учителем. Его удобно использовать на уроке как дидактический материал. Такие лэпбуки педагог может сделать сам, включив в них различные типы заданий по теме:
- Упражнения на виды языкового разбора.
- Орфографические тесты.
- Пунктуационные упражнения.
- Задания на исправление ошибок.
- Упражнения на определение значений слов.
- Упражнения на языковое конструирование.
- Лингвистические игры и головоломки и т. п.
Применение таких дидактических материалов придает привычной деятельности эффект новизны, способствуя активизации внимания и повышению активности на уроке. Для удобства использования лэпбуки дидактической направленности выполняют в большом формате (например, на листе ватмана). Особенностью такого лэпбука является подвижность его содержания: учитель может обновлять задания, заменяя их новыми. При этом сам лэпбук остается функциональным инструментом и не требует замены.
Лэпбук является эффективным средством визуализации материала, а также инструментом систематизации и структурирования учебного материала для лучшего его запоминания и усвоения.