«Кроссбух» по русскому языку как средство проверки знаний
Эффективность языкового образования в значительной мере определяется своевременной проверкой уровня знаний и умений, систематическим контролем качества преподавания, а также выбором форм и методов проверки знаний, которые реализовывали бы диагностическую и обучающую функцию.
Одной из интересных форм проверки знаний с одновременным их обобщением и систематизацией является «кроссбух».
Понятие «кроссбух» - методический неологизм, образованный контаминацией двух слов – кроссворд и бухгалтер. Слово образовано по аналогии со словом «гроссбух», обозначающим бухгалтерскую учетную книгу. Сущность понятия «кроссбух» заключается в том, что в нем соединяются игровые технологии (разгадывание кроссворда, придающее выполнению задания необходимую занимательность), а также технологии проблемного обучения, поскольку решение кроссбуха предполагает поиск ответа на вопрос, зашифрованный в задании.
Обычно «кроссбух» строится как совокупность зашифрованных терминов, определений, относящихся к одному из разделов языкознания. Однако основой «кроссбуха» выступает зашифрованная пословица или крылатое выражение. Задача ученика состоит в том, чтобы отгадать шифр, воспользовавшись «ключом». «Ключом» являются подсказки (например, порядковый номер буквы в слове), которые даются при выполнении заданий: проведении языковых разборов, восстановлении деформированного текста, поиске и исправлении ошибок.
Таким образом, «кроссбух» выступает как сложно организованное, многоуровневое задание, направленное на активизацию познавательной деятельности, применение комплексных языковых умений и навыков и совмещающее принципы игрового и проблемного обучения.
Достоинства «кроссбуха» как средства проверки знаний заключаются в следующем:
- Занимательность: ученики воспринимают выполнение заданий как прохождение квеста, испытывая учебный азарт и желание быть первым, кто правильно отгадает зашифрованное послание. Это делает обучение эмоционально-окрашенным, личностно-значимым, способствует концентрации внимания и развитию познавательной активности.
- Высокий уровень сложности: задания, входящие в состав «кроссбуха», ориентируют ученика на выполнение различных упражнений, требующих применения комплексных языковых умений и навыков.
- Простота использования: учитель может быстро составить «кроссбух», соединив различные задания и подобрав в качестве основы для их выполнения краткое изречение известного лингвиста или совокупность терминов из изученного раздела.
- Универсальность: «кроссбух» можно применять для обобщения и проверки знаний по любому разделу языка.
Создание «кроссбуха» для уроков русского языка
Рассмотрим на конкретном примере методику создания теоретического «кроссбуха», предназначенного для обобщения и проверки знаний учеников в области терминологического аппарата фонетики. В игровом поле квадратиками (кружочками) обозначены буквы зашифрованных терминов (фонетика, звук, слог, ударение, согласные, гласные и др.). Каждый значок, обозначающий букву, пронумерован. Нумерация заданий соответствует цифровым индексам букв. Задания формулируются различным образом (например, для слова «фонетика»):
- Первый звук слова «все».
- Пропущенная буква в слове «р…сток».
- Словообразовательный аффикс в слове «лунный».
- Первая буква в слове $[й’эл’]$.
- Пропущенная буква в словах «чес…ный», «мес..ный», «прелес…ный».
- Орфограмма на месте пропуска: «зап…вать (лекарство)».
- Суффикс, от наличия которого зависит правописание корней с чередующейся гласной.
Фрагмент данного «коссбуха» предназначен для учеников 5-6 классов. Более сложные задания можно придумывать для учеников старших классов. Например, для выпускников можно использовать типовые экзаменационные задания, а отдельно сформировать игровое поле, где правильной комбинации цифр ответа будет соответствовать та или иная буква / слово. К примеру, если правильным ответом является последовательность цифр «234», то она соответствует слову «учение» (в «кроссбухе» зашифровано высказывание А. С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение»).
Интерсеный формат работы – привлечение детей к составлению собственных «кроссбухов». Уровень сложности заданий, которые придумывают дети, показывает, насколько хорошо они ориентируются в теме, как используют приобретенные правописные и языковые навыки.
Можно использовать на уроке и модифицированные «кроссбухи». Например, учитель зашифровывает термины по теме «Синтаксис словосочетания» и предлагает детям конкретные языковые примеры, иллюстрирующие тот или иной термин. Задача учеников – восстановить термины на основе анализа языковых примеров:
- Солнечный день, зеленая роща, последний луч (термин: согласование).
- Очень важно, чрезвычайно плохо, сильно неохота (термин: наречные словосочетания).
- Стакан молока, платье в горошек, ведро воды (термин: управление).
- Судный день, длинный язык, золотые руки (термин: цельные словосочетания).
- Сущ. + прил. (термин: схема словосочетания).
Таким образом, использование «кроссбуха» как средства проверки знаний помогает школьникам оценить уровень своих знаний по теме, актуализирует языковые навыки и способствует развитию интереса к изучению русского языка.