Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция дизорфографии в школе

Дизорфография в ряду нарушений письменной речи

Замечание 1

Письмо – это не только исторически сложившаяся графическая система для фиксации устной речи и ее передачи во времени и пространстве, но и сложный вид речевой деятельности, который обеспечивается слаженной работой всех психофизиологических механизмов: слуховых, речедвигательных, моторных и зрительных.

Как правило, чем старше становится человек, тем более автоматизируется у него процесс письма, а все сопутствующие ему операции приобретают «свернутый» характер. Когда взрослый человек пишет, он не задумывается о том, какие действия и движения ему необходимо совершить, чтобы писать буквы или соединять их между собой.

У ребенка, еще не освоившего процесс письма, эти операции представлены в развернутом виде, поскольку они еще не успели превратиться в механический навык, следовательно, нарушения в какой-либо звене моторной или ревой деятельности может привести к искажению процессов, лежащих в основе овладения письмом. Как следствие появляются дисграфические ошибки, не связанные с нарушением в интеллектуальном или сенсорном развитии.

Дисграфия выражается в стойких частых нарушениях процесса письма, связанных с появлением специфических ошибок (пропуск, замена, смешение графем, искажение их начертания и др.), и часто носит смешанный характер. Нарушения письма вызываются рядом внешних и внутренних причин и требуют комплексной психолого-педагогической коррекционной работы по их исправлению.

Определение 1

Дизорфография – понятие, применяемое в логопедической и методической литературе наряду с дисграфией.

Сущность дизорфографии заключается в том, что она проявляется как невозможность овладеть орфографической нормой, в результате чего возникают грубые, устойчивые ошибки, с трудом поддающиеся исправлению традиционными методами работы над ошибками.

Сложность дизорфографии проявляется в том, что она может быть вызвана как социально-педагогическими причинами (например, недостаточным усвоением программы по родному языку, педагогической запущенностью, отражением билингвизма), так и является следствием дисграфических нарушений, не выявленных на начальном этапе обучения письму.

«Коррекция дизорфографии в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Различить дисграфию и дизорфографию можно только в ходе специальной логопедической диагностики, однако и учитель-словесник может обратить внимание на характер допускаемых ошибок. Так, ошибки, обусловленные дизорфографией, развившейся на базе дисграфии, часто встречаются в тех контекстах, где наблюдаются фонетические процессы.

Например, недостаточно развитый фонематический слух заставляет детей отражать на письме те процессы, которые имеют место только на звуковом уровне, например, смешивать графемы, обозначающие соответствующие фонемы, по принципу звонкости / глухости, отражать на письме явления ассимиляции и проч.

Поэтому важным аспектом в исправлении дизорфографии является первичная диагностика, направленная на выявление причин речевых нарушений.

Диагностика дизорфографии

Чаще всего навык письма у детей проверяют с помощью списывания текста (неосложненного и осложненного заданиями лексико-грамматического характера), а также слуховых и графических диктантов. Чтобы оценить общее развитие речи (богатство словаря и разнообразие используемых синтаксических конструкций), необходимо использовать изложения и сочинения (эссе).

Оценивая навыки письма, учитель должен не только фиксировать количество ошибок и их виды, но и наблюдать за тем, как осуществляется процесс написания слов. В частности, важно, пытается ли ребенок проговаривать слова перед их написанием, поверяет ли написанное, пытается ли скорректировать ошибки.

Коррекция дизорфографии в школе

Деятельность, направленная на исправление дизорфографии, зависит от того, какие причины ее вызвали. Здесь можно выделить три направления работы:

  1. Логопедическая коррекция, направленная на устранение дисграфии как первопричины стойкой неграмотности. Эта работа включает разные аспекты: развитие пространственных представлений, оптического восприятия, зрительного анализа и синтеза, фонематического слуха, навыков фонетического анализа, а также обогащение лексического состава, синтаксического строя речи.
  2. Педагогическая коррекция направлена на устранение тех причин, которые лежат в основе неуспеваемости ребенка по предмету. Это ликвидация пробелов в знаниях, развитие орфографической зоркости, формирование представлений об опознавательных признаках орфограммы, обучение умению различать орфограмму с опорой на ее опознавательные признаки и т. п.
  3. Лингводидактическая коррекция, применяемая в работе с детьми-билингвами. Она базируется на методике обучения русскому языку иностранцев, для которых он не является родным. Здесь задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка представление о системе графем русского языка, ее связях со звуковым строем и морфемикой, познакомить с основными принципами письма, обучить пользованию словарями и пособиями по орфографии, навыкам морфемного анализа, позволяющего вычленить единообразные в написании части слов.

Методики преодоления дизорфографии базируются на комплексном, систематичном и дифференцированном подходе и предназначены для коррекции разных видов нарушений письма, а также для коррекционно-логопедической работы по развитию всех сторон речи ребенка (произносительной, лексико-грамматической, связной речи).

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot