Общие требования к поурочному планированию
В современных условиях урок является основной формой осуществления образовательной деятельности. Одним из требований к современному уроку является подготовка его плана и чёткое структурирование, то есть определение основных и промежуточных образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач, а также этапов урока и видов деятельности учеников.
Планирование уроков бывает нескольких видов:
- Тематическое, отражающее общее представление об изучаемых темах и разделах учебной дисциплины, и времени, отводимом на изучение.
- Календарно-тематическое, которое является более подробным и отражает распределение учебных тем в соответствии с графиком учебного процесса.
- Поурочное, представленное ежедневными конспектами учебных занятий.
Помимо поурочных, тематических и календарных планов, в современной школе используются технологические карты урока.
Технологическая карта — это своеобразный алгоритм, отражающий последовательность учебных технологий, методов и приёмов, использование которых на уроке способствует достижению образовательного результата.
Требования к планированию уроков заключаются в следующем:
- Опора на Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Соответствие учебно-методическим комплексам и комплектам и предметным линиям учебников.
- Наличие рабочей программы, отражающей содержание учебной дисциплины, цели и задачи её изучения, планируемые результаты, а также методы, формы и виды организации учебной деятельности, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к процессу обучения, распределению учебной нагрузки, чередованию видов деятельности на уроке.
- Доступность содержания, чёткость и логичность структуры урока и тематического раздела, наличие ретроспективных и перспективных связей с другими темами.
Поурочное планирование — важный этап подготовки учителя к уроку. Составляя план урока (краткий или подробный), учитель определяет:
- Цели и задачи урока (образовательные, воспитательные и развивающие).
- Планируемые результаты (предметные, метапредметные: коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные).
- Степень знакомства учеников с новым материалом и те знания и умения, на которые можно опереться при освоении данной темы.
- Возможные учебные затруднения и пути их преодоления.
- Содержание учебного материала, отвечающее требованиям научности, доступности, логичности, занимательности.
- Связь урока с другими уроками в теме, разделе, а также с другими предметами и внеучебной деятельностью учеников.
- Средства наглядности, в том числе технические.
- Дидактический материал (в том числе контрольный).
- Виды деятельности учеников, порядок их чередования.
- Элементы релаксации (динамические паузы, гимнастика и др.).
Конкретное содержание конспекта урока определяется не только спецификой изучаемого материала, но и типом урока (будет ли это урок открытия новых знаний, закрепления, повторительно-обобщающий, контрольный, развития речи или урок в нетрадиционной форме: диспут, концерт, круглый стол и проч.).
Конспекты уроков русского языка и литературы
Подготовка и составление конспекта урока русского языка и литературы опирается на следующий алгоритм:
- Определение места урока в структуре программы и в системе уроков по данной теме.
- Формулировка цели урока, включающая как образовательный компонент, так и развивающий и воспитательный.
- Определение планируемых результатов: какие знания, умения и навыки приобретут ученики на занятии, каким видам деятельности обучатся.
- В соответствии с предполагаемыми результатами происходит отбор образовательных технологий, методов и приёмов обучения, помогающих достичь заявленных результатов.
- Изучение учебно-методической, справочной, научной литературы по теме урока.
- Отбор содержания урока с учетом требований доступности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учеников, занимательности и познавательной ценности.
- Распределение содержания и методических приёмов по этапам урока. Чтобы грамотно структурировать урок, необходимо ответить на вопросы: какую образовательную задачу решает данный этап, как он помогает достичь запланированного результата.
- Определение круга лингвистических или литературоведческих понятий, которые должны быть усвоены учащимися.
- Подбор заданий для реализации сопутствующего повторения (повторение орфографии при изучении грамматических тем, актуализация сведений по композиции, системе образов при изучении прозаических произведений).
- Поиск возможных трудностей в усвоении темы и путей выхода из затруднений. Необходимо заранее определить те элементы содержания, которые могут вызвать у учеников затруднения, и подготовить варианты преодоления учебных трудностей. Это может быть опора на уже изученный материал, использование аналогии, лингвистический эксперимент, беседа, поиск и анализ ошибок, обнаружение противоречий, совместное наблюдение над языковым фактом и т. п.
- Определение видов деятельности учащихся на уроке и порядка её смены. Эффективность урока зависит от умелого чередования разных видов деятельности. В идеале на уроках русского языка должны быть задействованы все виды речевой деятельности (говорение, слушание письмо и чтение), урок литературы также предполагает чтение, беседу про прочитанному, задания по работе с текстом, направленные на обогащение словаря, развитие речи, языкового чутья и художественного вкуса.
- Подбор средств наглядности, технических средств обучения, отвечающих содержанию урока и санитарно-гигиеническим требованиям (размер шрифта, цветовое оформление, материал). Необходимо помнить, что наглядность должна использоваться в меру, перегруженный техническими и визуальными эффектами урок рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на учебной деятельности.
- Определение элементов, стимулирующих познавательную активность, повышающих мотивацию учеников. К ним относятся занимательные задания, проблемные вопросы, интересные факты о языке, писателе или произведении, а также творческие упражнения: составление лингвистических сказок, кроссвордов, ребусов, викторин, подбор иллюстраций к произведениям и проч.
- Продумывание завершения урока, работы по рефлексии собственной учебной деятельности. Это может быть использование смайликов, идентифицирующих настроение учеников до урока, в середине и в конце, прием «дерево пожеланий» (ученики пишут на листочках свои впечатления об уроке), заполнение итоговых таблиц или анкет (для старшеклассников), приёмы театрализации и проч.
- Определение объёма и типа домашнего задания.
Следование данному алгоритму поможет учителю-практику подготовить конспект урока русского языка или литературы, учитывая современные методические требования и образовательные потребности учеников.