Жанр «кинообзора» в современной коммуникации
Современное дискурсивное пространство представлено различными жанрами, в том числе и теми, которые имеют гибридную природу. Если раньше жанр обзора, соотносимый с отзывом и рецензией, существовал исключительно в письменной форме, то в настоящее время с появлением блогосферы он стал частью визуальной коммуникации с использованием возможностей создания видеороликов на определенную тему.
Жанр «кинообзора» представляет собой информационно-оценочный тип речевого сообщения, обладающий устойчивой структурой и типологическими коммуникативными признаками, содержанием которого является комментирование новостей киноиндустрии или критическая оценка кинокартины.
Жанр «кинообзора» сочетает в себе объективность и субъективность, которая проявляется в ярко выраженной оценочной составляющей обзора кинофильмов, в значительной мере отражающей личные пристрастия и вкусы автора.
Поскольку кинообзор создается для определенной аудитории, его содержание, тематика, стиль определяются коммуникативными ожиданиями зрителей (читателей). В частности, у аудитории, для которой предназначен кинообзор, существуют следующие коммуникативные потребности:
- Получить достоверную информацию о содержании и качестве того или иного продукта киноиндустрии.
- Узнать характерные преимущества или недостатки кинопродукта.
- Получить рекомендации по просмотру фильма.
- Узнать мнение критиков или режиссеров по поводу киноленты.
Коммуникативные стратегии в жанре кинообзора
Поскольку кинообзор отличается адресной направленностью, ведущий (автор) активно реализует стратегию диалога, направленную на установление контакта со зрителем. Этому способствуют:
- Постоянное обращение к зрителю, апелляция к зрительскому опыту или эмоциям.
- Установка на побуждение адресата к действию (или отказу от действия), которая может выражаться, например, через тактики рекомендации, совета, иронии. Например: «Я не рекомендую вам смотреть этот фильм»; «Что ж, если вы располагает лишними деньгами на билет и парой часов, то можете посмотреть эту ленту. Хотя ничего нового вы не узнаете, и деньгам своим можете найти лучшее применение».
- Тактика аргументации, которая направлена на рациональное убеждение адресата в истинности точки зрения, например, с помощью ссылки на авторитетное мнение, подбора фактов, данных и проч.
Помимо диалогических стратегий, в жанре кинообзора ярко выражены экспрессивно-оценочные тактики, которые связаны с выражением отношения автора (ведущего) к киноленте. Они реализуются с помощью:
- Использования экспрессивных номинаций и оценочных суждений.
- Тактик снижения речи с помощью введения жаргонных (сленговых) слов, ненормативной лексики.
- Тактики продуцирования положительной (или отрицательной) оценки за счет создания позитивного (либо негативного) образа предмета обзора.
- Ссылка на мнение или авторитетные высказывания режиссеров, актеров, кинокритиков.
- Использование изобразительно-выразительных и образных средств, например, эпитетов метафор, сравнений, риторических вопросов или восклицаний. Например: «Добавьте к этому невнятный сюжет, убогую режиссуру и откровенно предсказуемое поведение актеров»; «Им удалось быстро состряпать продукт, который заставит умирать два часа от скуки. Всему виной притянутая за уши история и нелепая актерская игра».
Помимо стратегии диалогизации и экспрессивно-оценочных стратегий, в жанре кинообзора также используются стратегии информирования адресата, которые реализуются с помощью следующих речевых тактик:
- Тактика разъяснения, которая проявляется в открытии слушателю «истинных» причин поведения режиссера или иных деталей, неизвестных обычному зрителю.
- Тактика объяснения, интерпретации, которая формирует у зрителя определенное отношение к фильму и его оценке.
- Тактика критики, которая предполагает оценочный подход к интерпретации фильма.
- Тактика иронии, которая используется, чтобы подчеркнуть несоответствие фильма зрительским ожиданиям или высокой оценки критиками.
В целом современный кинообзор выполняется в основном зрителем-любителем, который не является профессиональным кинокритиком или искусствоведом, поэтому на первый план при подготовке кинообзора выходят не художественные достоинства фильма, а личное восприятие кинокартины автором обзора. Критерием качества выступает личный вкус автора, его зрительский опыт, а также репутация, которую сформировал он себе как автор кинообзоров.
Таким образом, современный кинообзор, став частью блогосферы, перерос статус рецензии на кинофильм и стал средством позиционирования личности блогера, его взгляда на киноиндустрию и инструментом интерпретации и оценки киноленты.