Основы морфемной работы в школе
Морфемика, представляющая собой учение о строении слова, является важной частью школьного курса языкознания.
Наблюдение над составом слова начинается уже в начальной школе, когда дети учатся сопоставлять слова, выделять в них сходные элементы, подбирать лексемы типовой структуры. В дальнейшем знания в области морфемики расширяются: ученики знакомятся с основными морфемами, их функцией в слове, осваивают их словообразовательное значение, а также особенности правописания.
Важность изучения морфемного состава определяется той ролью, которую играют сведения из области морфемики в изучении русского языка:
- Знание строения слова позволяет верно передавать его на письме, не пропуская букв, не вставляя лишние слоги, не искажая графический облик слов иным образом. Например, к случаям такого рода относится написание удвоенных согласных, обычно встречающееся на стыке морфем: рас-свет, без-звучно и проч.
- Усвоение того, как устроена лексема, позволяет ученикам быстро находить однокоренные слова, различать омонимичные корни, что особенно важно при работе над поиском проверочных слов при изучении написания безударных корней. Так, при изучении орфограмм, связанных с написание безударных проверяемых гласных дети учатся подбирать однокоренные слова: цветок ув…л – завЯл, увЯнуть; я не гл…жу на тебя – глЯдя, взглЯд.
- Знакомство со словообразовательной ролью лексемы расширяет представление о семантических классах слов, обозначающих те или иные явления, действия, состояния и проч. Например, дети усваивают, что значение определённых суффиксов: -ист- (лицо по роду деятельности: пианист, самбист), - от- (проявление опредмеченного признака: краснота, немота).
- Усвоение единообразного написания некоторых морфем (неизменяемых приставок, а также части суффиксов) повышает уровень владения письменной речью, в частности, нормами орфографии: дети запоминают, как пишутся приставки под-, -по, за-, об-, с-, а также суффиксы –чив-, -лив- и многие другие.
- Осведомленность в значениях морфем позволяет выявить их функцию, стилистическую принадлежность, эмоционально-экспрессивную окраску. Например, суффиксы субъективной оценки передают уменьшительно-ласкательное значение (Катенька, доченька), семантику пренебрежения (старикашка, бумажонка), подчеркнутого преувеличения (ножищи, носище) и др.
- Умение отличать словообразовательные и словоизменительные морфемы позволяет детям ориентироваться в вопросах образованиях новых слов, отличия их от словоформ. Важность этих умений особенно актуальна при изучении способов образования лексем, поскольку ни окончание, ни формообразующие элементы не способны участвовать в создании новых слов.
Первоначальное знакомство с морфемной структурой слова начинается с изучения однокоренных лексем. Обучаясь находить сходные в структурном и семантическом планах части слов, дети постепенно осваивают и другие морфемы: приставку, суффикс, постфикс, окончание.
Изучение приставки на уроках русского языка
К пятому классу ученики уже, как правило, знакомы с понятием приставки. Они знают особенности её положения в структуре слова, знакомы с правилами её выделения и умеют писать неизменяемые приставки. Дальнейшая работа строится как углубление сведений, полученных в начальной школе. Основные направления работы касаются двух аспектов:
- Расширение знаний о типах приставок.
- Освоение орфограмм в приставках.
- Углубление сведений о словообразовательных значениях данной морфемы.
В пятом-шестом классах, помимо неизменямых, дети усваивают и другие разновидности приставок: оканчивающиеся на буквы З или С, пре- / при-, а также знакомятся с иноязычными приставками типа пан-, контр-, дез- и проч.
Основные вопросы, связанные с изучением данных приставок, это их правописание. Ученикам бывает сложно понять принципы, на которых базируются орфографические правила в этой области, поэтому учителю целесообразно показать, что в основе написания могут лежать следующие закономерности:
- Учёт традиционного написания, как в случае с неизменяемыми приставками.
- Ориентация на фонетические закономерности (написание букв З или С на конце приставок).
- Опора на значение, семантику приставок (пре- / при-).
Кроме этого, сопутствующими орфографическими темами являются также вопросы, связанные с изучением написания букв И/Ы после приставок, а также правописания разделительных Ъ и Ь. Для учеников важно понять и запомнить позицию данной орфограммы и её опознавательные признаки, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок в правописании.
Что касается изучения значения приставок, то это необходимо при знакомстве с глагольным видом для правильного образования пар, различающихся только категорией вида, а не иными признаками. Например, у приставки за- есть несколько значений: начало действия (застучать, забарабанить), совершение заранее запланированного действия (замариновать, запастись), доведение начатого действия до результата (заклеить, зашить) и проч.
Изучение приставок необходимо как для формирования орфографических умений, так и для более полного овладения морфологическими и словообразовательными возможностями русского языка.