Изучение многозначных слов в преподавании РКИ
В системе работы по расширению словарного запаса учащегося-инофона большое значение имеет правильно организованная работа над лексическими темами. Усвоение лексики может идти в двух направлениях. Первое касается количественного пополнения словаря за счёт включения в него новых слов и понятий. Второй путь – расширение представлений о многозначности слова, особенностях реализации его семантики в разных контекстах. Второй путь продуктивен в отношении тех учащихся, которые владеют русским языком на достаточно высоком уровне, позволяющем им понимать специфику реализации контекстного значения слов и выражений.
В методике РКИ понятие «многозначно слово» не соответствует общеязыковому представлению о многозначности.
Как известно, явление многозначности отражает семантическую способность слова обладать несколькими значениями потенциально, в составе словаря. Однако в речи, в конкретном высказывании, слово всегда имеет определённое значение, иначе это нарушало бы принцип коммуникативной однозначности сообщения и препятствовало бы пониманию собеседника. В связи с этим следует отметить особое понимание многозначности слова в аспекте его рассмотрения в методике РКИ.
Многозначность лексики в условиях преподавания РКИ предстает как системное свойство языка, проявляющееся в наличии у лексической единицы разных значений, каждое из которых актуализируется в определенном контексте.
Такое понимание многозначности формирует и цели изучения полисемантических единиц в процессе преподавания РКИ:
- Сформировать представление о многозначности как о языковом явлении.
- Изучить способы актуализации значений многозначных слов в речи.
- Развить навыки использования многозначных слов в речи, а также умения понимать значение многозначных слов в устной или письменной речи с опорой на контекст.
Методика работы с многозначной лексикой на занятиях по РКИ
В процессе работы над многозначными словами преподаватель использует различные приемы семантизации, позволяющие ввести представление о сущности полисемии:
- Демонстрация графических изображений разных предметов и подписей к ним, которые актуализируют разные значения многозначного слова. Например, учащимся предлагаются три картинки с разными изображениями, под каждой из которых имеется обозначение «крем». Преподаватель предлагает определить значение слова «крем», опираясь на каждое из изображений. В итоге учащиеся самостоятельно формулируют несколько значений этого слова: 1. Сладкая масса для пропитки тортов, пирожных. 2.Косметическая мазь. 3.Сресдвто для чистки обуви.
- Работа со словарной статьей, включающая чтение и анализ значений многозначного слова. Преподаватель может усложнить работу, закрыв определяемое слово, и попросить инофонов догадаться, какое слово истолковано.
- Сравнение употребления многозначного слова в разных контекстах с последующим определением его значений. Например: Она долго носила золотое кольцо на пальце. У нашей дочери золотое сердце. Это золотое правило поможет вам в общении.
При введении новых слов необходимо сразу же акцентировать внимание учащихся на их многозначности или однозначности, приводить примеры употребления многозначных слов в разных контекстах. Также необходимо познакомить учащихся с явлением переносного значения, когда слово реализует свой образный потенциал. Так, прилагательное «чёрствый» может употребляться не только по отношению к хлебобулочному изделию, утратившему свежесть, но и к человеку, отличающемуся холодным, равнодушным характером: чёрствое сердце.
На этапе закрепления новых сведений преподаватель формирует у учащихся навыки опознания многозначных слов в контексте и определения их семантики. Для этого используются следующие упражнения:
- Наблюдения над значением слов в составе предложений и словосочетаний, поиск слов, имеющих несколько значений.
- Поиск толкования слова по словарю, определение значения, которое реализуется у многозначного слова в контексте.
- Разграничения слов, употребленных в прямом и переносном значении.
- Определение значения слова по контексту.
Для формирования навыков использования явления многозначности в речи применяются следующие упражнения:
- Составить словосочетания или предложения с многозначными словами.
- Использовать слово в прямом и переносном значении, составив с ним несколько предложений.
- Исправить речевые ошибки, связанные с неверным употреблением в речи многозначных слов.
- Составить кроссворд (викторину) на тему «Многозначные слова».
Таким образом, изучение многозначных слов в преподавании РКИ предполагает дальнейшее развитие речевых навыков учащихся-инофонов, а также расширение их словарного запаса для правильного понимания создания высказываний на русском языке.