Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение грамматических понятий в курсе русского языка начальной школы

Основные цели, задачи и принципы формирования грамматических понятий у младших школьников

Определение 1

Грамматика — это раздел языка, включающий сведения об основных лексико-грамматических классах, их классифицирующих и словоизменительных признаках и грамматическом значении, а также правила и закономерности организации синтаксических конструкций.

В школьном курсе языкознания грамматике отводится ведущая роль, поскольку изучение её понятий формирует у учащихся базовые представления о системно-структурном строении языка и закономерностях его функционирования.

Замечание 1

Грамматическое понятие представляет собой обобщённую, типичную реализацию языковой системы, характеризующуюся набором специфических языковых признаков.

Грамматические понятия представлены соответствующими терминами, в которых раскрывается их содержание (например, «части речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «частеречное значение», «синтаксическая роль» и проч.).

Цель изучения грамматических понятий в начальных классах — формирование базовой языковой компетенции, усвоение системного строения языка и правил функционирования его элементов, а также развитие умения использовать данные возможности в речевой практике.

Данной цели соответствуют прикладные задачи:

  1. Усвоение наиболее общих признаков языковых явлений.
  2. Нахождение связей между этими признаками и их конкретизация.
  3. Развитие опознавательных умений и навыков применения теоретических знаний в практике речевого общения.

Показателями сформированности грамматических понятий являются:

  1. Способность различать данную категорию среди других, выявлять её отличительные признаки.
  2. Умение иллюстрировать общие закономерности конкретным языковым содержанием (приводить примеры реализации грамматических категорий и норм в речи).
  3. Соблюдение грамматических норм в собственных высказываниях, умение исправлять недочёты и анализировать ошибки.
«Изучение грамматических понятий в курсе русского языка начальной школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципами формирования грамматических понятий у младших школьников выступают:

  1. Принцип активности, предполагающий осознанное и мотивированное отношение к изучаемому материалу.
  2. Принцип развития лингвистического взгляда на грамматику предписывает изучать теоретические основы языковой системы с опорой на их реализацию в речи, анализировать грамматические категории на примере их конкретной реализации (умение вычленять в составе слова фонемы, морфемы, умение анализировать грамматические признаки слов, определять их роль в предложении).
  3. Принцип различения классифицирующих и словоизменительных признаков связан с обучением умению различать базовые грамматические признаки категорий, определяющие специфику частей речи, и несущественные признаки, выполняющие словоизменительную функцию.
  4. Установление связи новых понятий с уже изученными. Так, работа, по изучению частей речи строится на базе тех сведений, которые получены при изучении имени существительного, вырабатывается общая схема изучения частей речи, включающая информацию о грамматическом значении, признаках, синтаксической реализации.
  5. Ориентация на практическое использование изучаемых категорий. Учащиеся усваивают нормативный аспект грамматических категорий для успешного их использования в коммуникации.

Изучение грамматических понятий в курсе русского языка начальной школы

Изучение грамматических понятий в курсе начальной школы включает три этапа:

  1. Подготовительный этап (первоначальное обучение грамоте), в ходе которого происходит наблюдением над языковыми единицами и их свойствами, формирование эмпирической базы для дальнейшего изучения частей речи и их признаков. Учащиеся наблюдают за значением слов, объединяют их в классы по вопросам, на которые они отвечают (слова, обозначающие предметы и лиц; слова-признаки и слова-действия).
  2. Теоретический этап включает введение понятия, его определение, обучение опознавать данное понятие на конкретном языковом материале (II-III классы). Так, при изучении существительного учащиеся знакомятся с родом и склонением, изучают систему падежных окончаний, у глагола конкретизируется грамматическая категория вида, времени, спряжения.
  3. Углубление и расширение понятия и развитие навыков его практического применения происходит обычно в IV классе, когда учащиеся начинают использовать имеющиеся грамматические сведения для исправления ошибок в речи, нормативного построения предложений.

Методы изучения грамматических понятий специфичны для каждого этапа:

  1. На подготовительном этапе используются методы формирования учебной мотивации: создание проблемной ситуации, наблюдение за языковым материалом, выявление затруднений в учебном действии.
  2. На теоретическом этапе используются репродуктивные метод (рассказ учителя, демонстрация схем, таблиц), эвристическая беседа, изучающее чтение, языковой анализ. Учитель применяю методы работы над понятиями (введение термина, его определение через выделение существенных и несущественных признаков, подбор примеров).
  3. На этапе углубления содержания грамматических категорий целесообразно использовать методы, ориентирующие учащихся на применение полученных знаний на практике: языковые разборы, нахождение, исправление грамматических ошибок и запись правильного варианта, подбор примеров на изучаемое теоретическое понятие, составление собственных высказываний с изучаемыми грамматическими категориями.

Формирование грамматических сведений в начальной школе — сложный процесс, специфика которого заключается в абстрактном характере изучаемых явлений, их многообразии и различных вариантах реализации, в связи с чем работа по их изучению требует систематичности, последовательности и осознанности на каждом этапе.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot