Основные цели, задачи и принципы формирования грамматических понятий у младших школьников
Грамматика — это раздел языка, включающий сведения об основных лексико-грамматических классах, их классифицирующих и словоизменительных признаках и грамматическом значении, а также правила и закономерности организации синтаксических конструкций.
В школьном курсе языкознания грамматике отводится ведущая роль, поскольку изучение её понятий формирует у учащихся базовые представления о системно-структурном строении языка и закономерностях его функционирования.
Грамматическое понятие представляет собой обобщённую, типичную реализацию языковой системы, характеризующуюся набором специфических языковых признаков.
Грамматические понятия представлены соответствующими терминами, в которых раскрывается их содержание (например, «части речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «частеречное значение», «синтаксическая роль» и проч.).
Цель изучения грамматических понятий в начальных классах — формирование базовой языковой компетенции, усвоение системного строения языка и правил функционирования его элементов, а также развитие умения использовать данные возможности в речевой практике.
Данной цели соответствуют прикладные задачи:
- Усвоение наиболее общих признаков языковых явлений.
- Нахождение связей между этими признаками и их конкретизация.
- Развитие опознавательных умений и навыков применения теоретических знаний в практике речевого общения.
Показателями сформированности грамматических понятий являются:
- Способность различать данную категорию среди других, выявлять её отличительные признаки.
- Умение иллюстрировать общие закономерности конкретным языковым содержанием (приводить примеры реализации грамматических категорий и норм в речи).
- Соблюдение грамматических норм в собственных высказываниях, умение исправлять недочёты и анализировать ошибки.
Принципами формирования грамматических понятий у младших школьников выступают:
- Принцип активности, предполагающий осознанное и мотивированное отношение к изучаемому материалу.
- Принцип развития лингвистического взгляда на грамматику предписывает изучать теоретические основы языковой системы с опорой на их реализацию в речи, анализировать грамматические категории на примере их конкретной реализации (умение вычленять в составе слова фонемы, морфемы, умение анализировать грамматические признаки слов, определять их роль в предложении).
- Принцип различения классифицирующих и словоизменительных признаков связан с обучением умению различать базовые грамматические признаки категорий, определяющие специфику частей речи, и несущественные признаки, выполняющие словоизменительную функцию.
- Установление связи новых понятий с уже изученными. Так, работа, по изучению частей речи строится на базе тех сведений, которые получены при изучении имени существительного, вырабатывается общая схема изучения частей речи, включающая информацию о грамматическом значении, признаках, синтаксической реализации.
- Ориентация на практическое использование изучаемых категорий. Учащиеся усваивают нормативный аспект грамматических категорий для успешного их использования в коммуникации.
Изучение грамматических понятий в курсе русского языка начальной школы
Изучение грамматических понятий в курсе начальной школы включает три этапа:
- Подготовительный этап (первоначальное обучение грамоте), в ходе которого происходит наблюдением над языковыми единицами и их свойствами, формирование эмпирической базы для дальнейшего изучения частей речи и их признаков. Учащиеся наблюдают за значением слов, объединяют их в классы по вопросам, на которые они отвечают (слова, обозначающие предметы и лиц; слова-признаки и слова-действия).
- Теоретический этап включает введение понятия, его определение, обучение опознавать данное понятие на конкретном языковом материале (II-III классы). Так, при изучении существительного учащиеся знакомятся с родом и склонением, изучают систему падежных окончаний, у глагола конкретизируется грамматическая категория вида, времени, спряжения.
- Углубление и расширение понятия и развитие навыков его практического применения происходит обычно в IV классе, когда учащиеся начинают использовать имеющиеся грамматические сведения для исправления ошибок в речи, нормативного построения предложений.
Методы изучения грамматических понятий специфичны для каждого этапа:
- На подготовительном этапе используются методы формирования учебной мотивации: создание проблемной ситуации, наблюдение за языковым материалом, выявление затруднений в учебном действии.
- На теоретическом этапе используются репродуктивные метод (рассказ учителя, демонстрация схем, таблиц), эвристическая беседа, изучающее чтение, языковой анализ. Учитель применяю методы работы над понятиями (введение термина, его определение через выделение существенных и несущественных признаков, подбор примеров).
- На этапе углубления содержания грамматических категорий целесообразно использовать методы, ориентирующие учащихся на применение полученных знаний на практике: языковые разборы, нахождение, исправление грамматических ошибок и запись правильного варианта, подбор примеров на изучаемое теоретическое понятие, составление собственных высказываний с изучаемыми грамматическими категориями.
Формирование грамматических сведений в начальной школе — сложный процесс, специфика которого заключается в абстрактном характере изучаемых явлений, их многообразии и различных вариантах реализации, в связи с чем работа по их изучению требует систематичности, последовательности и осознанности на каждом этапе.