Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности изучения служебных частей речи в младших классах

Особенности изучения служебных частей речи в младших классах

Необходимость изучения в начальной школе служебных слов обусловлена нуждами речевой практики. В повседневной разговорной практике ученики уже используют служебные лексемы – предлоги, союзы и частицы. Поэтому возникает потребность в их целенаправленном изучении, чтобы дать ученикам возможность понимать отличия данных слов от полнозначных, освоиться с выполняемой ими функцией.

Введение информации о служебных словах в содержание учебного курса начинается уже в первом классе, когда ученики знакомятся с предлогами. Изучение предлогов особенно важно и с пропедевтической точки зрения, поскольку предупреждает орфографические ошибки, связанные со слитным / раздельным написанием предлогов со словами. Действительно, в русском языке существует омонимичные предлоги и приставки (из, под, на, в, за), которые ученики часто смешивают. В результате возможно недостаточное овладение правописными навыками, когда предлог воспринимается как приставка и пишется отдельно (за думаться, из менить), а приставка сливается с последующим словом (надберегом, влесу, исчащи).

Статья: Особенности изучения служебных частей речи в младших классах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Система русского предлога отличается многообразием. Существуют как неизменяемые, так и те, написание которых обусловливается фонетическим принципом. Поэтому важно научить детей различать эти группы предлогов и не смешивать их на письме. Производные предлоги не являются предметом изучения в начальной школе, что обусловлено как сложностью данной темы для детей, так и недостаточными сведениями о грамматической системе.

Изучая орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами», второклассники знакомятся с отрицательной частицей, её функцией в речи, осваивают её правописание с глагольными лексемами. Информация о разрядах частиц на начальном этапе не даётся, их изучение происходит позднее, в 6-7 классах.

Знакомясь со структурой предложения, понятием однородности, ученики усваивают первоначальные сведения о союзах, их роли в соединении членов предложения. В четвёртом классе, когда учащиеся впервые знакомятся со сложным предложением, сведения о союзах и их роли в предложении углубляются. Ученики начальной школы знакомятся с сочинительными союзами «и», «а», «но», усваивают правила пунктуации в предложениях с данными союзами.

«Особенности изучения служебных частей речи в младших классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Трудности в обучении младших школьников морфологии служебных слов заключаются в следующем:

  1. Отсутствие у таких слов лексического значения, их большая абстрактность по сравнению с полнозначными словами.
  2. «Вспомогательный» характер служебных слов: данные слова выполняют грамматическую функцию, обеспечивая либо связь компонентов предложения, либо формообразование (частицы), либо передачу модальных значений (смысловые частицы).
  3. Отсутствие у данных слов самостоятельной синтаксической функции.

Данные особенности обусловливают тот факт, что детям порой сложно бывает найти служебные части речи, опознать их, правильно определить их роль в тексте.

Методика изучения служебных лексем в начальной школе

Методическая работа по изучению данного раздела морфологии обеспечивается системой упражнений, направленных на формирование следующих навыков:

  1. Опознавательных, которые предполагают умение вычленять изучаемые слова в тексте и отличать их от полнозначных.
  2. Классифицирующих, связанных с различением групп (классов) по морфолого-синтаксическим критериям.
  3. Орфографических, предполагающих развитие умений правильно писать данные слова, руководствуясь нормами письменной речи.
  4. Пунктуационных, которые связаны с умениями расставлять знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзами и без.

Специфика изучения данных морфологических групп учениками первого-четвертого классов заключается в широком применении наглядности, в том числе речевой, использовании игровых технологий, методов проблемного обучения.

Для достижения этих умений используются следующие упражнения:

  1. Игра «Посчитай количество слов»: ученикам даётся задание посчитать количество слов в тексте с учётом всех частей речи. Цель упражнения – развитие внимания детей к служебным частям речи.
  2. Игровое задание «Наборщики»: детям даются деформированные предложения без предлогов, союзов и предлагается восстановить их первоначальный вид, вставив пропущенные служебные слова. Упражнение развивает умение использовать служебные слова в речи, формирует представление об их роли в организации предложения.
  3. Упражнение «Назови служебные слова»: в определённом тексте ученик должен назвать только служебные слова. Данное задание учит опознавать такие слова в высказывании и отличать их от полнозначных лексем.
  4. Задание «Распредели слова по группам»: ученики должны отнести служебные лексемы к соответствующей группе – предлоги, союзы или же частицы. Упражнение способствует формированию умений дифференцировать служебные слова.
  5. Упражнение «Слитно или раздельно»: ученикам предлагается записать текст, раскрывая скобки, и выбрать правильное написание полнозначных лексем с предлогами, а также верно записать приставки. Это задание формирует умения разделять предлоги со словоформой на письме пробелом.
  6. Задание на расстановку знаков препинания в конструкциях с союзами.
Замечание 1

Изучение служебных слов на начальном этапе языкового образования школе является залогом более глубоко понимания системы морфологических отношений русского языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot