Содержание работы, направленной на изучение глагола
Цели освоения глагола в практике обучения:
- Изучение основных особенностей глагола как лексико-грамматического класса.
- Ознакомление с функционированием глагольной лексики в речи.
- Формирование учебно-языковых умений: опознавать глагольную лексику, группировать её по различным основаниям (видовые, залоговые, временные противопоставления), выполнять морфологический разбор.
В процессе знакомства с глаголом учащиеся узнают частеречное значение и функции глагольных лексем, их семантические и морфологические разряды, знакомятся со способами образования глагола и системой его изменения, особенностями употребления в речевой практике.
Основными учебными единицами в системы работы над глаголом являются:
- Лингвистические понятия о морфологии, лексико-грамматических классах слов, их классифицирующих признаках и общем значении, связях (языковых — парадигматических, речевых — синтагматических).
- Языковые факты (специфические явления языка): исключения из классов спряжения, разноспрягаемые глаголы, двувидовые и проч.
Основные принципы работы над глаголом:
- Развивающий: изучение глагола формирует речь, совершенствует словарь и синтаксический строй, закладывает фундамент для развития абстрактного мышления, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения.
- Научность: содержание обучения ориентировано на установленные лингвистикой факты и закономерности.
- Наглядности: опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и чувственный опыт ученика.
- Активности: предполагает наличие у учеников познавательного интереса, устойчивого внимания к изучаемому.
- Доступности: материал должен соответствовать ступени обучения, возрастным и индивидуальным особенностям учеников.
- Преемственности и последовательности: работа строится как усвоение упорядоченно выстроенной от простого к сложному системы знаний о глаголе и особенностях его употребления в речи.
Изучение глагола на уроках русского языка в начальной школе
В начальной школе при работе над глагольной лексикой проходят три этапа:
- Подготовительный (пропедевтический).
- Изучение глагола как лексико-грамматического класса, первоначальное знакомство с его категориями.
- Закрепление материала.
Рассмотрим данные этапы подробнее.
Подготовительный этап работы над глаголом приходится на время начального обучения грамоте. Основной целью здесь является обучение наблюдать за глаголами в контексте, опознавать их по вопросу. Для накопления достаточного объёма глагольного словаря учеников знакомят с разными группами глаголов по значению: глаголы движения (ехать, бежать, лететь), деятельности (копать, строгать, резать), состояния (болеть, грустить), речи и мысли (разговаривать, вспоминать), чувства (ненавидеть, радоваться).
Первоначальное формирование представления о глаголе как об особом классе слов с общим значением и собственными морфологическими категориями происходит во втором классе. Ученики знакомятся с глаголом по трехчастной схеме: общее категориальное значение и система вопросов — грамматические признаки — выполняемая роль в синтаксических конструкциях. При этом грамматические признаки (вид, время) изучаются без введения терминологии, эмпирически.
Углубление сведений о формах глагола и его категориях происходит в третьем классе, когда ученики знакомятся с инфинитивом, глагольным временем, видовыми противопоставлениями и с правописанием личных окончаний, обусловленным системой спряжений. Цель этого этапа — научить опознавать глагол, а также различать глагольную лексику по системе признаков (например, глаголы с постфиксом –ся в начальной форме и в личной: готовиться — готовится), употреблять в речи временные формы (не образовывать будущее время от лексем типа «победить»), правильно писать глагольные окончания.
В четвёртом классе обобщаются и закрепляются сведения о глаголе. У учеников развивается орфографическая зоркость, синтетические языковые умения (морфологический разбор глагола), коммуникативные умения и навыки (употребление глаголов в речи).
Изучение глагола на уроках русского языка в средней школе
В соответствии с принципом преемственности в 5-9 классах продолжается работа по изучению глагольных форм.
В пятом-шестом классах завершается изучение личных форм. В этот период учащиеся овладевают всеми классифицирующими признаками глагола (видовые и залоговые оппозиции, возвратность, переходность, спряжение), а также его словоизменением (система наклонений и времён, лицо и число).
В седьмом-восьмом классах учащиеся усваивают такие формы, как причастие и деепричастие. Ученики знакомятся с двойственной природой этих лексем: причастие — «синтез» признаков глагола и прилагательного, а деепричастие — глагола и наречия. Усваиваются их грамматические признаки, формируются правописные навыки (правописание гласных в суффиксах причастий, выбор Н и НН в страдательных формах), а также отрабатываются пунктуационные навыки. Ученики получают представление о синтаксическом функционировании данных форм в составе причастных / деепричастных оборотов, учатся их выделять и правильно оформлять на письме. Также в этот период проводится работа по предупреждению ошибок и недочётов, связанных с употреблением этих форм в речи. Например, ученикам сообщается, что недопустимо включать определяемое слово в структуру причастного оборота (неверно: Прочитанная книга мальчиком лежала на полке / Книга, прочитанная мальчиком, …); необходимо следить за тем, чтобы действие, которое передается через сказуемое и деепричастие, производилось одним лицом (неверно: Наблюдая за микробами, был составлен план работы лаборатории / Наблюдая за микробами, биологи составили план работы).
Также в восьмом классе при изучении односоставных синтаксических конструкций ученики повторяют личные формы и более подробно знакомятся с безличными конструкциями и их ролью в речи.
В девятом классе сведения о глагольной лексике, полученные в предшествующий период, функционируют в новом контексте — синтаксическом. На первый план выходит работа по выявлению синтаксической роли глагола в разных конструкциях: подлежащее (Любить — значить прощать), объектное дополнение (Я просил их написать мне), главный член безличного предложения (Мне хочется, чтобы...). Также большое внимание уделяется работе по обучению использовать глагольную лексику в речи, строить различные по типу высказывания, вводя в них разнообразную лексику и употребляя её в соответствии с нормами языка.
Таким образом, работа по изучению глагола носит комплексный характер и проводится на всех этапах школьного курса.