Место и роль церковнославянского языка в курсе родного русского языка
Обучение родному русскому языку в школе ставит перед собой задачи воспитания и развития современных детей через призму языка и культуры. Осознавая язык продуктом и инструментом культурно-исторического и духовного развития народа, школьник познает его историю, обращается к истокам литературного языка, рассматривает языковую систему в динамике и изучает отдельные факты лексико-грамматической системы, повлиявшие на становление современной системы языковых норм.
В курсе родного русского языка достаточное время уделяется истории языка, рассмотрению вопросов, связанных с появлением славянской письменности, становлением традиций книжной культуры, а также влиянием, которое оказал старославянский, а затем и церковнославянский язык на развитие литературного языка и поэтику литературы Древней Руси и Нового времени.
Современные учебные комплексы по родному русскому языку включают следующие дидактические единицы, связанные с этой темой:
- Понятие исторической изменчивости и принципа развития языков.
- Начальные представления об общеславянском языке и трех ветвях славянских языков периода распада древнеславянской общности.
- Сведения о происхождении и развитии русской азбуки, включая реформы, которые она пережила в период царствования Петра I, а также в 1917 году.
- Понятие о старославянском и церковнославянском языках и их отличии от древнерусского языка.
- Признаки церковнославянизмов на фонетическом, словообразовательном, лексическом уровнях.
- Реформирование стилистической системы русского языка в XVIII веке М. В. Ломоносовым и упорядочивание лексики с точки зрения ее функционирования в произведениях классицистической поэтики.
- Использование церковнославянизмов в языке художественной литературы, их эстетическая и стилистическая роль.
Изучение церковнославянизмов в курсе родного языка
В обучении родному русскому языку преподаватель не ставит целью познакомить учеников с особенностями грамматической системы церковнославянского языка, а также иные задачи, касающиеся изучения истории отдельных языковый категорий, фонетических процессов и их последствий. Цель знакомства с церковнославянским языком состоит в обогащении представлений учеников о современном русском языке, его истории, лексико-стилистических возможностях.
Для достижения этой цели используются следующие виды учебной деятельности:
- Распределение церковнославянизмов по тематическим группам, к которым можно отнести слова религиозно-церковной сферы, абстрактные понятия и нравственные качества, названия частей тела, а также некоторых предметов и действий.
- Изучение неполногласия как характерного фонетического признака, позволяющего разграничить слова русского и старославянского происхождения, вошедшие в состав церковнославянского языка. Для учителя важно обратить внимание учеников на существование регулярных соответствий в корнях слов, которые указывают на их происхождение: молоко – млеко, берег – брег, золото – злато, плен – полон, град – город.
- Выделение других фонетических признаков, характерных для церковнославянизмов. Например, начальных сочетаний «ра», «ла» (работа, ладья, равнина), «жд» и «щ» на месте исконно русских «ж» и «ч» (хождение, рождение, вождь, нощь, дщерь, мощный), начальное «е» / «а» (единый, елень, есень, агнец, азъ).
- Рассмотрение словообразовательных примет церковнославянизмов: системы префиксов (пре-, чре-, воз-, низ, из-), суффиксов (-ств-, ани-, -ени-, знь-), сложных слов, включающих компоненты «благо-», «грехо-», «добро-», «зло-».
- Изучение пар слов, относящихся к церковнославянскому и древнерусскому языку и первоначально обозначавших одно и то же понятие, но впоследствии разошедшихся семантически: падеж (грамматическая категория) – падеж (гибель), гражданин (представитель страны) – горожанин (житель города), глава (руководитель) – голова (часть тела).
- Знакомства с названиями частей тела на церковнославянском языке, которые часто встречаются в произведениях художественной литературы и выступают как приметы высокого поэтического стиля: чело, уста, очи, ланиты, перси, персты, десница, шуйца.
- Работа с отрывками их поэтических текстов авторов XVIII-XIX веков, поиск церковнославянизмов, определение их значения и стилистической функции.
- Подготовка индивидуальных сообщений (мини-проектов), связанных с историей церковнославянского алфавита, старославянского языка, памятников, созданных на его основе, а также отдельных слов и выражений.
- Знакомство с фразеологизмами, в составе которых есть церковнославянизмы (темна вода во облацех, ничтоже сумняшеся, довлеет дневи злоба его, глас вопиющего в пустыне, погибоша яко обри), а также с их значением и использованием в речи.
- Изучение истории отдельных букв церковнославянской азбуки, а также изменений, которые они претерпели в процессе реформирования системы письменности.
Данные виды работ способствуют становлению общих представлений о роли церковнославянского языка в развитии русского литературного языка, помогают осмыслить значение церковнославянской лексики как художественно-поэтического и стилистического средства и увидеть связи и преемственность, существующую между системами церковнославянского и русского языков.