История изучения фонетики
Внимание к изучению звуков речи ученые проявляли с древних времён. Известны трактаты Древней Индии и Древнего Египта, посвященные изучению звукового строю языка. В античности также уделялось внимание звукам речи: именно тогда акустические и артикуляторные характеристики речи стали частью искусства красноречия. В Древней Греции особо следили за благозвучием речи, основанным на умении пользоваться выразительными возможностями фонетики, приёмами звукописи. Однако интерес к фонетике имел исключительно практическое значение, пока к VII-VI вв. до н.э. не возникли попытки создания грамматических теорий, включавших разбор и фонетического уровня языка, типологию звуков, их особенностей и роли в различении слов.
В XVII в. с расцветом классической механики возник интерес к исследованию акустической стороны звуков. Были исследованы их физические свойства, а также способы образования. Это имело также большую практическую ценность, поскольку выводы, полученные в результате исследований, были положены в основу разработки языка глухонемых. Пионерами исследования артикуляции считают испанского лингвиста Х.П. Бонета, а также нидерландца И.К. Аммана.
На рубеже XVIII-XIX вв. фонетическая теория активно развивается в Германии, где Христиан Краценштейн разработал основы акустической теории гласных. В дальнейшем теория была дополнена Г. Гельмгольцем и положила начало возникновению речевой акустики как самостоятельного раздела внутри общей теории звука в физике.
Развитию фонетики способствовало господство сравнительно-исторического метода в языкознании. Суть анализа, применяемого при сравнительном изучении языков, заключалась в поиске регулярных фонетических соответствий, а также выявлении фонетических процессов, закономерностей, по которым изменялся звуковой строй индоевропейских языков. Также во второй половине XIX в., благодаря появлению различных физических приборов, главным из которых является осциллограф, удалось значительно продвинуться в изучении акустической природы звуков.
Интересно, что крупные лингвисты того времени, например, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, были фонетистами, то есть сфера их научных интересов относилась к изучению звукового строя языка (в основном на этапе диахронии). В частности, И.А. Бодуэну де Куртенэ принадлежит заслуга открытия «третьей палатализации» согласных в праславянском языке (явление, получившее название «бодуэновской палатализации). Он же вводит в русскую лингвистику понятие фонемы.
Фонема выступает как инвариант звука, который формируется в сознании носителя языка как «эталонный» образец его произношения.
Во второй половине XIX в. появляется экспериментальная фонетика: изучение звуков начинает производиться с помощью специальных приборов, с помощью которых можно было измерить колебания голосовых связок, зафиксировать положение органов артикуляции при произнесении тех или иных звуков. В результате была уточнена классификация звуков, в основу которой были положены экспериментально подтверждённые фонетические признаки, связанные с качеством звуков и их местом образования. Так, организованная И.А. Бодуэном де Куртенэ фонетическая школа при Казанском университете обзавелась фонетической лабораторией, в которой проводились различные исследования в области изучения звукового строя языка. У истоков экспериментальной фонетики в России стоял ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ – В.А. Богородицкий.
Фонетика на современном этапе
Современное состояние изучения фонетических процессов характеризуется противостоянием двух школ, оформившихся на рубеже XIX-XX вв. К ним относятся Московская и Санкт-Петербургская. Первая развивает идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и его учеников, вторая – Л.В. Щербы, который также был учеником И.А. Бодуэна де Куртенэ, но впоследствии разошёлся со своим учителем по некоторым теоретическим вопросам.
Рассмотрим более подробно суть различий, по которым противопоставляются данные фонетические школы:
- Представители Московской школы видят в фонеме результат лингвистической абстракции, образованный путем выделения определённого звукотипа из ряда звуковых вариантов. В речи мы имеем дело со звуками, ученый-фонетист занимается фонемами в отвлечении от частных случаев их реализации в речевой практике. Именно фонема является той минимальной единицей, которая играет смыслоразличительную роль, а не конкретный звук. Поясним это на примере. В слове «дуб» фонема [б] представлена звуковым вариантом [п], но в сильной для данного звука позиции он реализует звуковой вариант [б] (дубочек). Поэтому звуки [б] и [п] являются позиционными вариантами одной фонемы.
- Лингвисты Санкт-Петербургской школы понимают фонему как неделимую единицу, помогающую различать слова по их звучанию. Фонема – это не какая-то абстрактная единица, взятая в отвлечении от реализации всех ее вариантов, а ряд всех звуков, в которых она реализуется. Иными словами, в примере со словом «плод» для представителей данного направления выделяется фонема [п]. Слабой позиции для данной фонемы в этом слове нет, поскольку любая позиция признается равной в фонологическом отношении (с точки зрения звучания в речевой практике).
В школьном преподавании используются положения Московской школы, однако на профессиональном уровне изучения языка происходит ознакомление с обеими концепциями и их сопоставление. Это говорит о том, что вопрос о статусе фонемы и её свойствах до конца в лингвистике не решён.