Место текстовых редакторов в обучении
Значительную часть современного образования составляют информационные и компьютерные компетенции, являющиеся востребованным компонентом в структуре знаний и умений любого специалиста. Бурное развитие техники привело к тому, что в сегодняшнем мире практически исчезла необходимость писать текст, зато востребованы умения быстрого и качественного набора текста на компьютере. Хотя процесс речевого развития выступает неотъемлемой частью умений писать, тем не менее, учитель-словесник должен развивать у детей компетенции, которые помогают использовать компьютерные технологии в практике создания текстов. Поэтому необходимо применять в процессе обучения возможности текстовых редакторов.
Наиболее популярные и простые из них – офисные приложения для набора и редактирования текстовой информации. Несмотря на кажущуюся простоту обычного текстового редактора, он является действенным инструментом в обучении. Перечислим лишь некоторые возможности, которые позволяет реализовывать текстовый редактор:
- Создание печатных учебно-методических и дидактических материалов: конспектов уроков, карточек, тестовых, перфокарт и проч.
- Подготовка наглядного материала к уроку: схем, таблиц, диаграмм.
- Оформление творческих и проектных работ учеников и учителя.
- Создание портфолио и его дополнение новыми материалами.
- Создание интерактивных заданий для учеников.
- Ведение конспектов, электронных тематических папок и проч.
Использование текстовых редакторов в обучении русскому языку
Наиболее интересные формы заданий, используемые на уроках русского языка, - упражнения, связанные с непосредственной работой с текстовыми редакторами. Такие задания позволяют формировать компьютерные компетенции и развивать необходимые речевые умения. Варианты заданий, которые может придумать учитель, используя текстовый редактор, установленный на школьных компьютерах в классе информатики, разнообразны:
- Задания на редактирование текста: учитель заранее создает текстовый файл с материалом, нуждающимся в правке. По условию задания ученик должен использовать как автоматические инструменты поиска ошибок, так и ручную проверку, включающую поиск фактических, логических, речевых ошибок и недочетов. Отредактированный файл сохраняется с фамилией ученика, осуществлявшего проверку, а педагог затем оценивает его работу.
- Задания на восстановление деформированного текста: педагог создает текст с лакунами, которые ученик должен заполнить. Это могут быть пропущенные орфограммы, знаки препинания, а также слова или сочетания слов.
- Упражнения на составление собственного текста (по ключевым словам, на основе переработки исходного текста и проч.).
- Задания проектного характера, связанные с созданием докладов и сообщений, тематических папок, статей и проч.
Большими возможностями обладают онлайн-редакторы, например, инструменты Google. Они позволяют осуществлять следующие виды работ:
- Создавать интерактивные тесты с возможностью автоматической проверки. Тесты включают разные типы вопросов: на выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных, на установление соответствия или правильной последовательности примеров.
- Генерировать текстовые файлы с возможностью оставлять заметки, править содержание, используя инструменты графического выделения и сохраняя их для последующего анализа и отработки.
- Генерировать планы уроков, брошюры, доклады или проекты с использованием готовых шаблонов оформления.
- Создавать рабочие листы с индивидуальными заданиями по теме.
- Использовать инструмент «Интерактивная доска» для проведения дистанционных занятий, консультаций.
- Создавать лингвистические блоги и проч.
Применяя тестовые редакторы при организации учебного процесса, учитель должен соблюдать следующие принципы:
- принцип самостоятельности и активности ученика при работе с учебным материалом;
- принцип доступности содержания учебного материала и формы его подачи для учеников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- принцип единства теоретической и практической составляющей обучения;
- принцип рационального отбора содержания обучения в соответствии с требованиями программы и образовательными запросами учеников;
- принцип сохранения здоровья учеников и обеспечения условий для их развития;
- принцип объективности при оценке работ;
- принцип сотрудничества в ходе выполнения заданий.
Применение текстовых редакторов в обучении позволяет оптимизировать многие процессы, связанные с подготовкой и проверкой учебного материала, а также помочь детям научить использовать компьютерные технологии рационально, для обучения и саморазвития.