Источники учебной информации на уроках русского языка: понятие, виды
Преподавание русского языка, помимо прикладных целей развития языковой компетенции и коммуникативно-речевых умений, также направлено на формирование социокультурной компетенции, функциональных умений, обеспечивающих успешность коммуникации, базирующуюся на языковых знаниях широкого порядка. Это предполагает создание на уроках русского языка необходимого речевого контекста, способствующего погружению учащихся в вопросы использования языка в разных сферах общения, демонстрации его богатства и широких когнитивных возможностей. С этой целью к преподаванию привлекаются различные источники информации.
Источник учебной информации представляет собой специально созданный или адаптированный для учебных целей материал, имеющий познавательную ценность.
Источники информации, используемые в процессе языкового обучения, включают два типа:
- Основные источники, к которым относят учебник по русскому языку.
- Дополнительные источники, которые отражают многообразие печатных, мультимедийных и иных материалов, которые использует учитель на уроке для привлечения внимания к изучаемому языковому феномену, для развития познавательного интереса или углубления содержания материала.
Основные и дополнительные источники языковой информации
Учебник как основной источник информации на уроке часто дополняется другими дидактическими материалами, входящими в учебно-методический комплекс одного автора (или группы авторов):
- Рабочие тетради по предмету на печатной основе, которые содержат дополнительные задания и упражнения к теме (например, упражнения на сопоставление языковых единиц, кроссворды, задания с элементами анализа текста).
- Тетради на печатной основе для проверочных и контрольных работ, которые включают дидактический материал, предназначенный для контроля качества обученности. К нему относят тесты, деформированные тексты, осложненные грамматическими заданиями, материал для проведения контрольных диктантов, изложений и сочинений.
- Тетради-тренажеры для отработки орфографических и пунктуационных навыков.
- Тетради со справочными материалами и др.
Однако этого материала иногда бывает недостаточно, особенно при изучении тем, требующих привлечения широкого контекстного материал (например, заимствованных слов, устаревшей лексики, выразительных средств языка). При организации уроков русского языка учитель опирается на широкий круг дополнительных источников, чтобы помочь обучающимся овладеть разными языковыми навыками, познакомить их с различными случаями употребления языковых единиц в речи. Все источники дополнительной информации, которые привлекает педагог-словесник, можно подразделить на четыре типа:
- Источники дополнительной текстовой информации. К ним относят, например, различные лингвистические словари, справочники и энциклопедии, произведения фольклора художественную литературу, публицистику, научно-популярные тексты, используемые для иллюстрации какого-либо языкового явления.
- Источники визуальной информации, которые представляют собой плакаты, схемы, табличный материал, а также рисунки, интернет-мемы и другие наглядные источники, особо ценными из которых являются материалы, изготовленные самими учащимися.
- Источники слуховой информации. К ним относят аудиозаписи (фонограммы) с образцами актерского чтения художественных текстов, фонограммы диктантов, изложений, а также подкасты на лингвистические темы.
- Смешанные источники информации, сочетающие в себе данные разных видов – зрительные, слуховые и текстовые. Это и видеоролики, и учебные фильмы, и мультимедийные ресурсы.
Использование различных источников информации на уроках русского языка
Использование источников дополнительной информации на уроках русского языка, а также вопросы их грамотного сочетания с основными источниками информации являются актуальными проблемами методики преподавания русского языка в школе. В ходе урока учитель использует различные приемы и методы введения разных источников информации:
- Включение в структуру урока заданий, стимулирующих учащихся обратиться к словарю или справочнику по культуре речи.
- Организация совместного просмотра учебного фильма с последующим обсуждением его на уроке.
- Анализ учебной инфографики (например, таблиц или схем).
- Создание наглядных иллюстраций к правилам и нормам языка (к примеру, в виде рисунков, блок-схем).
- Прослушивание текстов для изложения с последующим анализом и написанием.
- Использованием мультимедийных ресурсов (например, интерактивных тестов, фрагментов электронных энциклопедий).
Использование разных источников информации на уроках русского языка помогает реализовать следующие задачи:
- Стимулировать развитие познавательного интереса.
- Помочь сформировать учебную мотивацию и поддерживать ее на нужном уровне.
- Расширить представления учащихся об изучаемом языковом феномене.
- Научить их использовать в процессе подготовки к уроку, а также в ходе языкового самообразования дополнительные источники информации.
- Обеспечить изучение единиц языка в контексте.
Таким образом, использование различных источников на уроках русского языка является залогом успешного и интересного проведения учебного занятия.