Использование вторичных текстов для организации исследовательской работы на уроках русского языка
Деятельностный подход к обучению русскому языку предполагает вовлечение школьников в различные виды самостоятельной работы по предмету, включая исследовательскую. Исследовательская деятельность в процессе обучения русскому языку не только способствует развитию необходимых предметных компетенций, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся. Поскольку современное исследование невозможно без анализа и оценки источников, сбора и систематизации информации, касающейся предмета исследования, то особое значение приобретают коммуникативно-информационные навыки, направленные на поиск, отбор и обобщение сведений. Эффективным инструментом работы с источниками становятся вторичные тексты, которые могут быть использованы как материал для организации исследовательской работы на уроках.
Вторичные тексты представляют собой совокупность различных форм информационно-аналитической трансформации первичных источников информации для извлечения из них наиболее общего содержания.
К вторичным текстам могут быть отнесены различные виды информационных продуктов:
- Краткие и подробные планы и тезисы статей, монографий, а также аннотации к изданиям.
- Конспекты, summary, рефераты различных изданий по теме исследования.
- Рецензии на статьи и монографии.
- Плакаты, таблицы, диаграммы и иные иконографические формы репрезентации содержания изданий.
Многообразие вторичных текстов, которое существует в информационном поле, позволяет использовать все источники сведений, по-разному комбинируя их на уроке. Рассмотрим использование вторичных текстов при организации исследовательской работы на уроке на этапе сбора и систематизации информации по теме исследования:
- Для формирования навыков ознакомительного чтения с целью извлечения наиболее общей информации из текста предлагается знакомство с аннотациями, в которых содержится обобщенная характеристика изданий. На этом этапе учащиеся отбирают те источники, которые могут понадобиться в соответствии с темой исследования.
- Для развития навыков структурирования информации предлагается сопоставить статью и план (тезисы), которые сделаны на ее основе, выделить ключевые микротемы и композиционные особенности плана.
- Развитию навыков сопоставительного анализа информации способствует чтение конспектов или summary с последующим заполнением сравнительных таблиц.
- Для формирования навыков работы с несплошными текстами целесообразно использовать плакаты, диаграммы, рисунки, которые отражают содержание тех или иных книг или служат средством для репрезентации данных.
- Формированию критического отношения к изучаемому материалу способствует знакомство с рецензией как жанром критической оценки содержания источника.
Для эффективной организации исследовательской работы на уроке целесообразно использовать групповую форму деятельности, при которой между учебными группами распределяются информационные источники и вторичные тексты для анализа:
- Первая учебная группа занимается сравнением источников, используя конспекты или summary, представляя результаты сравнения в виде таблицы или схемы.
- Вторая учебная группа занимается визуальными вторичными текстами, изучая данные таблиц и диаграмм и выбирая необходимые сведения для работы.
- Третья учебная группа структурирует найденный материал в соответствии с целями исследования.
- Четвертая учебная группа изучает критические источники по теме, чтобы вносить коррективы в отбор источников.
Пример применения вторичных текстов как инструмента активизации исследовательской работы с информацией на уроке
В качестве примера использования вторичных текстов на уроке русского языка рассмотрим реализацию исследовательского проекта «Концепт в современной лингвистике». Задача учащихся состояла в том, чтобы ознакомиться с группой вторичных текстов и сформулировать обобщенное определение концепта на основании анализа источников. Для работы были предложены следующие вторичные тексты:
- Summary монографии З. Д. Поповой и И. А. Стернина «Семантико-когнитивный анализ языка».
- Тезисные планы статей, посвященных анализу понятия «концепт» в современной когнитивной лингвистике и лингвокульторологии.
- Ментальная карта «Концепт и подходы к его пониманию».
- Рецензия на монографию З. Д. Поповой, И. А. Стернина «Семантико-когнитивный анализ языка».
Учащиеся были поделены на три учебные группы, которые постоянно обменивались результатами своей деятельности:
- Группа «Экспертов» изучала Summary монографии, выявляя наиболее общую информацию по теме.
- Группа «Практики» работала с определениями концепта в тезисных планах статей.
- Группа «Критики» оценивала информацию с опорой на рецензию и ментальную карту.
По итогам работы на уроке были сформулированы различные подходы к определению концепта в современной лингвистике, а также выработано рабочее определение понятия для дальнейшего исследования.
Таким образом, использование вторичных текстов для организации исследовательской работы на уроках русского языка позволяет формировать у учащихся навыки аналитической работы с информацией, развивает словесно-логическое мышление, учит структурировать сведения, отбирая те, которые релевантны для исследовательского проекта.