Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика комплексного использования источников при изучении культуры Руси на уроках истории в 6 классе

Исторический источник: понятие и значение в изучении истории

Определение 1

Исторический источник – это документ или объект, отражающий информацию об историческом развитии конкретных событий, объектов, процессов и явлений, закономерностях развития социальной среды на конкретном этапе.

Историческими источниками могут быть, как документальные сведения о развитии того или иного процесса, объекта, явления, так и предметы материальной культуры, письменные памятники, устная информация.

Исторические источники могут быть частью прошлой жизни и деятельности людей: орудия труда, орудия войны, денежные знаки и т.д., а могут быть способом сообщения информации о жизни людей в конкретную историческую эпоху или представления исторических событий. Такими источниками выступают:

  • Летописи;
  • Дневники;
  • Художественные произведения;
  • Воспоминания людей;
  • Наскальная и иная живопись;
  • Хроники;
  • Музыкальное искусство;
  • Народное творчество.
Замечание 1

Каждый источник является способом субъективного отражения конкретной исторической эпохи, исторического события, объекта, процесса или явления.

Исторические источники выступают фундаментом познания исторической действительности. Они помогаю воспроизвести образы событий, объектов или процессов, происходящих в истории.

Исторические источники являются важной частью исторического познания. Без них невозможно представить себе жизнь людей и события прошлого. Они помогают узнать о различных исторических фактах, собрать их и соединить, воссоздав полноценную картину конкретного исторического события, свершившегося процесса. Так, происходит формирование представлений об истории своей страны, своего народа, причинах их действий и поступков, приведших к возникновению различных исторических событий. Это обуславливает значимость источников при изучении истории, а также их комплексное использование в историческом познании.

«Методика комплексного использования источников при изучении культуры Руси на уроках истории в 6 классе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исторические источники выступают основой проведения любого исторического исследования. Они отражают исторический процесс, культуру конкретного народа. Поэтому, совокупность источников, их разнообразие является необходимым условием познания истории, ведь они выступают проекцией культуры конкретного временного периода, воссоздают прошлое в его первозданном виде.

Летопись как исторический источник и его использование при изучении культуры Руси

Определение 2

Летопись – это исторический литературный жанр, основанный на записи информации о событиях, последовательно произошедших за год.

Летопись является важным источником информации о событиях Древней Руси. Они отражают культуру и исторические события Киевской Руси. Летописание возникло на Руси в XI веке и летописи велись по XVII в. Они являлись отражением исторических событий того времени. Поэтому, познание культуры Руси актуально начинать с изучения летописей. Они применяются на уроках истории в 6 классе в качестве ведущего исторического источника.

Через летописи удается донести до учащихся:

  • основы устройства Древней Руси;
  • период принятия Христианства;
  • организацию жизнедеятельности на Руси в период образования Киевского княжества;
  • информацию о князьях и княжествах того времени;
  • литературное развитие Руси;
  • развитие письма на Руси;
  • культуру Киевской Руси.

Использование законодательных документов на уроках истории

Законодательные документы являются источниками изучения юридической основы существования Киевской Руси. Они включают в себя законы, нормативные акты и иные юридические документы, которые принимались правящими органами и предназначались для регулирования социальных отношений и разных видов деятельности людей того времени.

Что касается Древней Руси, то наиболее значимым правовым документом того времени является «Русская правда». Она является основой законодательного развития российского государства и продолжает свое активное использование и в последующие годы отечественной истории. Поэтому, его изучение наиболее актуально в ходе изучения культуры Руси.

Русская правда выступала основой ведения судебных заседаний. В него входили аспекты уголовного права, законы осуществления торговой деятельности, процессуальные законы, а также способы наследования, применяемые на Руси с XI века.

Изучение данного источника на уроках истории в 6 классе способствует познанию учащимися основ законодательного устройства Руси и способов культурного разрешения различных противоречий, конфликтов, а также наказаний за различные проступки.

Основы работы с историческими документами на уроках истории в 6 классе

Историческая документация является важным способом передачи исторической информации. Однако, если рассматривать историческую документацию, применяемую на уроках истории в 6 классе, ориентированную на познание культуры Древней Руси, то ее использование имеет свои особенности:

  1. Сложность документации для прочтения и восприятия. Летописи и законодательные документы пишутся на дрене русском языке. Конечно, имеются современные переводы, но стиль изложения является необычным.
  2. Отсутствие логической увязки между историческими событиями, представленными в разных источниках и современном учебнике истории. Это требует от педагога разъяснения и обеспечения связи между рассматриваемыми в разных источниках фактами.
  3. Непонимание некоторых исторических категорий. Учащиеся 6 класса не всегда способны понять сущность различных исторических терминов. Это затрудняет их понимание событий и явлений истории. Это требует от педагога предварительного ознакомления с терминологией и ее значением.

Работа с исторической документацией, на уроках истории в 6 классе, реализуется по следующей схеме:

  1. Чтение документов педагогом на древне русском и современном языке.
  2. Самостоятельное чтение документов учащимися.
  3. Выделение непонятных слов и выражений, сложных моментов в данном тексте.
  4. Использование учебника истории и его заданий: ответы на вопросы по рассматриваемому источнику.
  5. Проведение беседы с учащимися для понимания их освоенности документа и конкретного исторического события.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot