Популяризаторский контент по русскому языку как инструмент развития познавательной мотивации школьников
Обучение русскому языку в школе сегодня направлено, в первую очередь, на формирование практических навыков в сфере речевой коммуникации. Это означает, что от школьника требуется осознанный подход к изучению предмета, самостоятельность и активность, что невозможно без развитого познавательного интереса. Проблемы мотивации учащихся к изучению родного языка, развитие речевой культуры и осознанного отношения к процессу языкового образования находятся в центре внимания методистов и практикующих педагогов. Учителя используют различные методы развития мотивации учащихся, которые касаются изменения содержания, формы, технологии учебной деятельности. Однако не всегда проблема создания и развития мотивации оказывается успешно решенной.
Высокую конкуренцию традиционному учебному контенту в настоящее время представляет развлекательный контент Интернета, который вызывает у подростков внимание и интерес. Поэтому в образовании активно обсуждается технология эдьютейнмента, которая предполагает соединение в обучении развлекательного (игрового) и образовательного компонентов. В обучении русскому языку разнообразить учебный процесс помогает такая форма эдьютейнмента, как дополнение содержания дисциплина дополнительной информацией популяризаторского характера.
Популяризаторский контент Интернета по русскому языку представляет собой совокупность электронных ресурсов (текстовых, графических, мультимедиа и проч.), которые направлены на продвижение русского языка и грамотности среди пользователей.
Популяризаторский контент, в отличие от образовательного, характеризуется следующими параметрами:
- Популяризаторские материалы не имеют направленности на достижение обучающего (образовательного) результата.
- Большая часть популяризаторского контента создается с развлекательными и (или) просветительским целями.
- Популярный контент призван привлечь внимание пользователя к проблемам грамотности, речевой культуры, экологи слова.
- Состав публикаций в сфере популярных материалов отличается широким диапазоном жанровых вкраплений: от социальной рекламы до просветительских подкастов.
- Популяризаторские материалы сочетают информационно-просветительские и развлекательные составляющие.
Использование популяризаторского контента по русскому языку в преподавании
К основным видам популяризаторского контента Интернета в области русского языка и культуры речи можно отнести:
- Мемы, мотиваторы и демотиваторы, комиксы, посвященные вопросам изучения русского языка, проблеме грамотности, а также экологии слова, культуры речи.
- Специальные сайты или каналы в социальных сетях, направленные на продвижение русского языка и культуры речи. Например, канал «Грамотность» на «Меле» или блог Татьяны Гартман «Та самая училка».
- Подкасты на каналах «Техника речи», «Постнаука», в сообществе «Арзамас» и проч.
- Видеоролики и документальные фильмы.
- Социальная реклама.
- Игровые сервисы (онлайн-викторины, игры, развлекательно-познавательные тесты на грамотность и проч.).
Популяризаторский контент по русскому языку является разнородным явлением, и не все материалы, представленные в Интернете, могут быть использованы в преподавании русского языка. Однако некоторые из них могут быть включены в учебный процесс на разных этапах организации урока:
- Плакаты или реклама могут быть использованы на этапе мотивации для создания эмоционального отношения к изучаемому языковому явлению.
- Подкаст или публикацию в социальной сети учитель может использовать для начала учебной дискуссии.
- Онлайн-викторину или игровой тест на правописании можно использовать в качестве проблемного вопроса перед началом изучения новой темы и предложить учащимся самостоятельно найти правильный ответ, пользуясь словарем или учебным алгоритмом.
- Видеоролики, посвященные истории русского языка, занимательным фактам в лексике, морфологии и культуре речи можно применять как дополнительный источник и информации при изучении соответствующих тем.
- Познавательные подкасты можно рекомендовать для самостоятельного прослушивания при подготовке докладов, сообщений, проектов.
Дидактическая ценность популяризаторского контента состоит в том, что он отражает реальные проблемы в состоянии и изучении русского языка и вызывает у учащихся интерес, поскольку отличается неформальным или необычным способом подачи материала. Кроме этого, популяризаторский контент нередко содержит занимательные сведения, которые не представлены в учебниках, поэтому его использование способно оживить урок, сделать его более динамичным и продуктивным. Как правило, школьники охотно вступают в обсуждение демотиваторов, с интересом читают публикации в Интернет-каналах, а также слушают подкасты на языковые темы, потому что этот формат знакомства с языком для них является новым и неожиданным. За счет создания «эффекта новизны» учитель поддерживает и развивает познавательный интерес, мотивируя учащихся к дальнейшему изучению русского языка.
Таким образом, популяризаторский контент по русскому языку является одним из средств развития учебной мотивации, а также эффективным инструментом реализации техники эдьютейнмента за счет дополнения содержательной части образования развлекательным и познавательным материалом.