Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Одиночные и парные пунктуационные знаки: зоны неразличения

Одиночные и парные пунктуационные знаки: зоны неразличения

Система пунктуационных знаков в русской графике включает разные типы небуквенных единиц, которые могут быть распределены по группам в зависимости от разных критериев:

  1. По месту, которое занимает знак в составе предложения, можно говорить о позиционных знаках начала, середины и конца предложения.
  2. По количеству знаков, используемых в синтагме, можно говорить об одиночных, парных знаках, а также о пунктуационных комплексах.
  3. Наконец, по функционалу знаки подразделяются на завершающие, разделяющие, выделяющие.
Определение 1

Парные знаки препинания представляют собой пунктуационные единицы, которые воспроизводятся дважды - в начале и в конце пунктуационного отрезка, подлежащего выделению. Функционируют парные знаки только внутри предложения как элементы, служащие для выделения определенных синтагм.

К парным знакам относят парные запятые, парные тире, двоеточие и тире, а также скобки, которые, по сути, являются уникальным парным знаком, так как употребление одной из скобок автоматически влечет за собой употребление второй. Примеры парных пунктуационных знаков:

  1. По улице, еще мокрой от дождя, уже спешили прохожие.
  2. Эта задача – выкрасть незаметно коня – была непосильной даже для такого ловкого человека.
  3. Разбросанные там и здесь следы пиршества: огрызки соленых огурцов, ломти хлеба, недоеденные куски рыбы - все это вызвало отвращение.
  4. До станции (она была в пяти километрах от дороги) он шел пешком и смертельно устал.
Определение 2

Явление, при котором происходит смещение позиции и функций одиночных и парных знаков препинания, относится к ситуации неразличения.

На практике неразличение проявляется в двух событиях:

  1. Нейтрализация знаков, при которой один знак препинания как бы «поглощается» другим. Например: Он (,) конечно, съязвил, не без этого. – Он, конечно, съязвил, не без этого.
  2. Смешение знаков, когда второй документ парного знака препинания не ставится, что является следствием отождествления, пишущим парного и одиночного знака: Они, при своей технической оснащенности (,) на это не решились. – Они, при своей технической оснащенности, на это не решились.
«Одиночные и парные пунктуационные знаки: зоны неразличения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В результате неразличения парных и одиночных знаков препинания появляются пунктуационные ошибки, связанные с тем, что пишущие не отображают на письме вторую часть парных знаков для выделения пунктуационного отрезка (например, не ставят запятую в конце деепричастного или причастного оборота, находящегося в середине предложения).

Смешение одиночных и парных знаков на письме и вызванные им пунктуационные ошибки

Явление смешения одиночных и парных знаков не просто ведет к ошибочной постановке знаков препинания, но и имеет более серьезные последствия. В частности, у пишущего, который не понимает место и функции разных знаков препинания, их роль в членении предложения, ослабляются связи между пунктуационной и структурно-смысловой организацией предложения. В результате знаки препинания утрачивают свою синтаксическую функцию. К примеру, часто встречающиеся в работах учащихся средней школы ошибки – выделение в качестве обособленного члена предложения второстепенных членов с обстоятельственным значением в начале предложения или разделение запятой подлежащего и сказуемого. Например: Из-за внезапной метели, дети вернулись в школу (неверное употребление одиночного знака, смешанного с парным знаком препинания). Стволы деревьев в дремучей чаще, поросли мхом.

Помимо ошибочной постановки знаков препинания, неразличение парных и одиночных знаков препинания приводит к народному усвоению принципов пунктуации, что в целом отражается на нормативности письменной речи. В дальнейшем респонденты отмечают, что им не всегда до конца ясно, чем нужно руководствоваться при постановке знака препинания, поэтому они опираются на некое интонационное «ощущение», при котором паузы в речи воспринимаются как сигналы постановки знаков препинания в письменном тексте.

Наиболее частые ошибки, вызванные неразличением парных и одиночных знаков:

  1. Пропуск парного знака препинания (парной запятой), маркирующей границы обособленного члена – полупредикативного оборота: Я быстро пошел по улице (,) огибающей парк (,) и свернул направо сразу же за поворотом. Орел, редко взмахивая крыльями (,) парил в воздухе.
  2. Пропуск парного знака (запятой) при выделении уточняющих и поясняющих конструкций: Вчера (,) в шестом часу вечера (,) мы уже были здесь. «Цветы Будды» (,) то есть лотосы (,) росли здесь повсюду.
  3. Гиперкоррекция, при которой пишущий ставит лишние знаки препинания, обособляя синтаксические отрезки, не требующие выделения: Он (,) с помощью палки (,) сумел отбиться от стаи бродячих собак. Ученик (,) из-за невнимательности и рассеянности (,) опять сделал много ошибок в вычислениях.

Приведенные примеры показывают, что необходимо осуществлять систематическую пунктуационную подготовку учащихся, формируя у них устойчивые представления о позиции и функции знаков препинания, а также семантике и синтаксическом статусе пунктуационных отрезков, подлежащих обособлению. Это позволит сформировать навыки различения одиночных и парных знаков по их функции и месту в предложении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot