Детский фольклор как учебно-дидактический материал в преподавании РКИ
Обучение РКИ является частью сложного процесса, связанного с процессами социокультурной интеграции инофона. Такая адаптация происходит легче в более раннем возрасте и успешнее с погружением обучающегося в лингвокультурную среду с помощью изучения традиций, быта, особенностей культуры страны, язык которой он изучает.
В преподавании РКИ большое значением имеет изучение русского фольклора, который не только предоставляет ценный языковой материал для наблюдения и анализа, но и позволяет познакомиться с основами русской ментальности, приобщиться к национальным ценностям русской культуры через неповторимый мир образов, созданных творческим воображением русского народа.
Русский детский фольклор – совокупность разножанровых произведений, относящихся к устному народному творчеству и предназначенных для детей либо появившихся в детской среде.
К традиционным жанрам детского фольклора можно отнести:
- Пестушки и потешки как небольшие по форме рифмованные стишки, используемые для воспитания ребенка на ранних этапах развития (в процессе умывания, купания, обучения ходьбе, манипуляциям с предметами).
- Загадки как средство интеллектуального развития ребенка, развивающее у него ассоциативное мышление, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять предметы и явления окружающего мира, тренирующие образную память и нестандартные приемы мышления.
- Считалки как жанры, которые сопровождают детские сюжетно-ролевые игры и в то же время служат для развития навыков счета.
- Сказки как универсальный с точки зрения дидактики жанр, знакомящий ребенка с основами устройства мира, характерами, типами поведения, базовыми нравственными ценностями через обращение к образам и сюжетам, имеющим фантастический, волшебный характер.
- Детские анекдоты как относительно «молодой» жанр фольклора для детей, появившийся в связи с формированием особой «детской» субкультуры в 80-е годы ХХ века.
- «Садитские стишки», представляющие собой разновидность жанра в традициях «черного юмора»; рифмованные четверостишия, в основе которых лежит сюжет гибели или физического вреда, причиненного герою, однако без оттенка трагизма, с нотками иронии и сарказма.
- Детские пародии на известные стихотворения русских поэтов, песни и проч., которые представляют собой формально-смысловые «перевертыши», цель которых состоит в осмеянии «высокого» в традициях народной смеховой культуры.
Среди указанных жанров фольклора практически все тексты могут быть использованы как дидактический материал в преподавании РКИ. При этом преподаватель, организуя работу с аутентичными фольклорными текстами на уроке, находит им особое место в структуре учебного занятия, которое соответствует целям и задач языкового образования.
Использование детского фольклора в преподавании РКИ
Рассмотрим некоторые учебные ситуации, в которых возможно использование детского фольклора в качестве лингводидактического материала:
- На этапе мотивации к учению можно использовать занимательный детский анекдот или стишок, в котором употребляется изучаемое на уроке языковое явление (например, глагольная лексика мысли и чувства, прилагательные или оценочная лексика). Это вносит в начало урока оживление, заставляет обучающихся по-новому взглянуть на содержание языкового материала и понять важность его изучения.
- На этапе освоения новой темы для развития познавательного интереса. Например, при изучении темы «Имена числительные» в начале урока можно предложить учащимся считалку, в которой используются количественные и порядковые числительные. При чтении и обсуждении считалки преподаватель просит учащихся назвать слова, называющие числа, определить их роль в тексте, высказать предположения, к какой части речи они относятся.
- На этапе создания проблемной ситуации можно использовать языковой материал из любого жанра фольклора, удовлетворяющий условиям коммуникативного задания. Например, при изучении темы «Союзы» можно использовать загадки, многие из которых по структуре представляют собой простое или сложные союзные предложения. Можно предложить обучающимся прочитать загадки, найти отгадки, объяснить, как связаны между собой слова в предложении или части сложного предложения. Так учащиеся приходят к выводу о наличии специальных слов, выполняющих функцию грамматической связи между компонентами внутри предложения.
- На этапе отработки практических навыков произведения детского фольклора используются как образцы дидактического материала, связанного с отработкой и усвоением определённых языковых умений и навыков.
- В ходе выполнения домашнего задания фольклорные тексты могут быть использованы как основа для выполнения языковых упражнений на осложненное списывание, языковое моделирование, конструирование, а также для написания эссе, сочинений, создания собственных вариантов фольклорных текстов по предложенному образцу (написания загадок, сказок, считалок).
Таким образом, использование детского фольклора в преподавании РКИ позволяет разнообразить содержание занятия, а также сформировать положительное отношение к изучению русского языка через восприятие его культурной основы.